65 лет со дня смерти советского художника Александра Волкова

17-го декабря исполняется 65 лет со дня смерти советского художника Александра Волкова (1886-1957). К этой дате публикуем очерк о художнике и его творчестве. 

 

Творчество Александра Николаевича Волкова всецело посвящено Средней Азии, Востоку. Будучи русским человеком и русским художником, он сумел изнутри постичь и передать самый дух культуры, людей и природы Востока. В искусство Волков пришел не сразу. Уроженец Ферганы, выпускник Оренбургского кадетского корпуса, он в 1906 году поступил на естественный факультет Петербургского университета. Спустя год начал посещать мастерскую художника-акварелиста Бортнике-ра, а затем в течение 1908—1910 годов занимался в мастерской В. Маковского на курсах при Академии художеств. В 1910 году Волков перешел в частную школу, где преподавали И. Я. Билибин, Н. К. Рерих, Л. В. Шервуд. Свое профессиональное художественное образование он завершил в Киевском художественном училище (1912—1916) у Ф. Кричевского.

В 1916 году Волков навсегда возвращается в Туркестан. До последних своих дней он жил в Ташкенте, совмещая творческую работу с преподавательской деятельностью в местном художественном училище.

В произведениях Волкова разных лет ощущаются разнообразные увлечения: от Врубеля и декоративно-прикладного искусства Средней Азии до живописи старых мастеров. Порой отдельные формальные приемы мастера близки немецким экспрессионистам и русским кубофутуристам и супрематистам, но говорить о каком бы то ни было прямом заимствовании или цитировании нельзя. Творческая индивидуальность Волкова была достаточно сильной и яркой, чтобы сохранить самобытность, устояв перед соблазном подражания. «Врубелевский» период творчества художника, длившийся до конца 1910-х годов, отмечен аналитичностью. Волкова привлекала «кристалличность* живописной структуры Врубеля. Изображение в его работах дробится на многочисленные разномасштабные и разнообразные мазки — кристаллики и плоскости, напоминающие порой мозаику или пестрые ткани. В ряду этих работ особенно характерна «Персиянка» (1916).

В более поздних произведениях конца 1910-х — середины 1920-х годов мастер сопоставляет достижения многовекового искусства Востока и современного европейского, отыскивает в них общность, на этой основе синтезирует, вырабатывая свой собственный язык и стиль. При этом он помнит о присущих орнаментально-декоративному искусству Востока уплощении и геометризации предметных форм. Декоративно-прикладное искусство Востока учило его выявлять в предмете изображения лишь самое основное, отказываясь во имя художественной правды и выразительности от второстепенного. Поэтому он высоко ценил произведения народных мастеров. Целый ряд произведений художника, например, на тему традиционной на Востоке арбы, колесо которой с древнейших времен почиталось как символ жизни и бесконечности, представляют собой интереснейший художественный эксперимент.

Для выявления объема и передачи «четвертого измерения»— стремительно ускользающего времени— он применяет принципы «кругового видения» и в разных местах холста многократно повторяет расчлененные элементы предметов. Многие даже небольшие произведения мастера 1920-х годов благодаря четкой ритмически-орнаментальной организации пространства, высокой цветопластической цельности и плотности композиций воспринимаются как монументально-декоративное панно.

Волков — прирожденный колорист. Его «Караваны», «Арбы», «Витражные композиции», как правило, декоративны, но цвет в них редко бывает локальным. Цветовая гамма здесь сложна, благородна и тонально сгармонизована, как в среднеазиатских коврах и тканях. Столкновение контрастных эмоционально-направленных тонов в «Оплакивании» (1921) создает сложный многоплановый художественный образ. В том же «Оплакивании», «Чайхане золотой» (1922—1923), «Гранатовой чайхане» (1924), «Танце», (1924) и некоторых других полотнах цвет не только обладает необычайной силой эмоционального воздействия, он приобретает символически-смысловую выразительность, духовно наполняя художественные образы.

В середине 1920-х годов в творчестве художника наступил перелом. Он органично отказался от многого из найденного прежде, но сохранил все лучшие свои достижения. Характер его обращения к местной традиционной культуре стал иным, личностным. Теперь его привлекают уже не только отдельные приемы и формы, а все многообразие выразительных средств, жизнеутверждающее содержание и высокая духовность народного искусства.

Мастер переосмысливает выразительные возможности линии, цвета, изучает пластику движения людей Востока, среднеазиатские танцевальные и музыкальные ритмы. Добиваясь светоносности и насыщенности цвета, он обращается к искусству старых мастеров. На смену его прежней пастозной живописной манере приходит легкая лессировочная живопись на цветных грунтах. С той же целью он пишет темперой, вводит лаковое покрытие.

Александр Волков
Свадьба, 1927 год

Сам Волков не случайно назвал это время «возвращением к человеку». Глубоко и всесторонне проникая в суть явлений местной жизни, он создает как никогда прежде полнокровные вдохновенно-поэтические образы. В лучших созданиях его кисти тех лет: «Детях-музыкантах» (1926), «Свадьбе» (1927), «Натюрморте с красной материей», (1927), «Продавцах фруктов» (1928), «Кузнецах» (1929), многочисленных «Чайханах» и «Кишлаках» воплощен обобщенный лирико-эпический образ Востока.

В 1930-е годы станковая живопись Волкова наполнилась дыханием и ритмами современности. Не изменяя своим излюбленным сюжетам и образам, он расширил тематику произведений. Его холсты запечатлели новостройки, сбор урожая, новый быт, массовые народные праздники.

Последние десятилетия жизни Волкова (1940—1950-е годы) отмечены философской мудростью. Он редко создает большие полотна, отдавая предпочтение скорее интимно-камерным, глубоко лиричным по содержанию произведениям. Мастер работает в разных жанрах: пишет натюрморты, пейзажи, жанровые композиции.

Вновь после долгого перерыва он возвращается к психологическому портрету. Его живопись становится сложной, изысканной по колориту, строится на тончайшей тональной нюансировке. Художественные образы его поздних холстов созерцательны и лиричны, полны величавой гармонии. В них обобщен богатый жизненный и творческий опыт художника.

Литература: Земская М. И. Алек сандр Волков (Мастер «Гранатовой чайханы»). М.. 1975

Художественный календарь – Сто памятных дат. М., 1981. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



КОММЕНТАРИИ

Посмотрите ещё:

К 115-летию советского грузинского художника Симона Вирсаладзе
240 лет английскому живописцу Питеру де Уинту
540 лет великому итальянскому художнику Рафаэлю
170 лет со дня рождения шведского художника Карла Ларсона
130 лет со дня рождения русского советского художника Петра Староносова
340 лет со дня смерти голландского художника Виллема ван Альста
К 165-летию польского художника Яна Ционглинского
350 лет со дня смерти итальянского художника Сальватора Роза
Георгий Якулов - одна из примечательных фигур художественной жизни Москвы начала 20-го века
120 лет со дня рождения узбекского живописца Урала Тансыкбаева
65 лет со дня смерти советского художника Константина Юона
340 лет со дня смерти голландского художника Николаса Берхема
200 лет со дня рождения нидерландского художника Йосефа Израэлса
275 лет со дня рождения русского художника Михаила Матвеевича Иванова
290 лет со дня рождения российского художника 18-го столетия Карла Христинека
390 лет со дня рождения голландского художника Николаса Маса
200 лет русскому художнику-гравёру Лаврентию Серякову
215 лет со дня рождения американского художника Уильяма Сиднея Маунта
170 лет швейцарскому художнику Фердинанду Ходлеру
Хроника советской театральной жизни 90 лет назад (февраль 1933 года)
120 лет советскому художнику, участнику "Кукрыниксов" Михаилу Куприянову
140 лет со дня рождения польского художника-графика Владислава Скочиляса
200 лет со дня рождения аргентинского художника Прилидьяно Пуэйредона
290 лет со дня рождения итальянского художника Алессандро Лонги