14-го ноября 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения советского скрипача, народного артиста СССР, педагога Леонида Борисовича Когана (1924-1982). К этой дате публикуем очерк о творчестве замечательного советского музыканта.
«Леонид Коган, — писал в 1959 году Д. Д. Шостакович, — бесспорно является одним из самых блестящих представителей той славной плеяды наших музыкантов, которая завоевала мировую славу советскому исполнительскому искусству. Поразительна техника этого скрипача, глубоко впечатляет его изумительный по красоте и многообразию тембров звук. Но технику Л. Когана не замечаешь: не только потому, что он так легко справляется с труднейшими виртуозными задачами, а потому прежде всего, что все богатейшие ресурсы скрипичного мастерства он подчиняет глубокой мысли, совершенной трактовке художественного содержания музыки».
Родился Л. Б. Коган в Днепропетровске, в семье, где очень любили музыку. Старшая сестра училась игре на фортепиано, среди знакомых отца был воспитанник Петербургской консерватории, опытный скрипач-педагог Ф. Г. Ямпольский. Он-то и предложил учить на скрипке мальчика, проявлявшего большую музыкальную восприимчивость, тонкий слух. В девять лет Леонид участвовал в областном смотре учащихся музыкальных школ и завоевал первую премию, после чего он был направлен в 1932 году в школу для одаренных детей при Московской консерватории.
Успешно выдержав экзамен, Коган попадает в класс профессора А. И. Ямпольского. С тех пор и до окончания в 1953 году аспирантуры его обучение проходило под наблюдением и мудрым руководством замечательного педагога.
В 1930-х годах юный Коган часто играл на вечерах класса А. И. Ямпольского, своим недетским исполнением, быстрым художественным развитием покоряя многих слушателей.
В шестнадцать лет Коган с большим успехом исполнил сложнейшие произведения скрипичного репертуара — концерты Н. Паганини ( № 1) и И. Брамса. Причем концерт Паганини был впервые сыгран им в оригинале и с труднейшей каденцией Э. Соре. Напряженной духовной жизнью, громадным художественным темпераментом отличалось исполнение с оркестром и концерта Брамса.
Постигая сокровища скрипичного репертуара, Коган увлекается романтической виртуозной музыкой, колоритными, требующими филигранной отделки, миниатюрами; затем приходит увлечение камерной музыкой. Вместе со своими сверстниками молодой скрипач играет квартеты Моцарта и Бетховена, Чайковского и Бородина. Находясь в годы Великой Отечественной войны вместе со школой в Пензе, он много выступает в госпиталях перед ранеными бойцами, участвует в концертах, сбор от которых поступает в фонд обороны. В это время он ’’неистово” работает, например, за шесть дней разучивает и исполняет с оркестром в Куйбышеве сложнейший концерт А. Хачатуряна.
В 1943 году Л. Коган поступает в Московскую консерваторию, а в 1944 году становится солистом филармонии. Годы неустанного напряженного труда приносят одаренному музыканту заслуженный успех — звание лауреата и первую премию на конкурсе Международного фестиваля демократической молодежи и студентов в Праге (1947). В этом же году скрипач дает свой первый сольный концерт, а в 1948 -в одном из вечеров исполняет Двадцать четыре каприса Н. Паганини. После выступления советского артиста на Международном конкурсе скрипачей имени королевы Елизаветы в Брюсселе в 1951 году восторженная публика аплодировала ему стоя, а член жюри, всемирно известный французский скрипач Ж. Тибо, заметил: «Так еще никто не играл на скрипке!» Позднее известный французский критик Э. Журдан Моранж, услышав в Париже игру Когана, писала: ’’Казалось, будто сам Паганини находится на сцене и играет свой концерт”.
Блестящая победа на сложнейшем международном соревновании открывает скрипачу двери в большую концертную жизнь. Он много выступает в самых различных городах Советского Союза, часто концертирует за рубежом. В его исполнении звучат концерты Вивальди и Баха, Моцарта и Бетховена, сонаты венских классиков, а также произведения Д. Д. Шостаковича и А. И. Хачатуряна, T. Н. Хренникова и М. С. Вайнберга, В. В. Бунина и К. А. Караева, созданные в тесном контакте со скрипачом.
В 1950-х годах в репертуаре Когана звучит практически все лучшее, написанное для скрипки. О размахе репертуарных горизонтов этого универсального художника говорит проведенный им в сезоне 1956/57 года цикл скрипичных концертов — от А. Вивальди и П. Нардини до С. С. Прокофьева. С огромным успехом позднее исполнил он концерты Шостаковича (№1) и А. Берга.
В 1952 году Коган был приглашен в Московскую консерваторию вести класс скрипки. В 1963 году ему было присвоено звание профессора, а в 1969 он возглавил кафедру скрипки.
До последних дней жизни обогащается исполнительская манера артиста. Он не только прославленный мастер крупных полотен, умеющий придать им романтический «нерв», огромный масштаб, выявить глубину содержания и монументальность формы, но и тонкий лирик-миниатюрист, неподражаемый исполнитель пьес самых разных эпох и стилей. Исполненные им циклы сонат И. С. Баха и Л. Бетховена свидетельствуют о продолжавшихся поисках органичного сочетания классического и современного, о напряженной творческой мысли артиста, отточенности художественных намерений, глубине замыслов. Эмоционально насыщенное, озаренное романтикой чувств искусство народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии Л. Когана близко и понятно миллионам слушателей благодаря своему пафосу созидания, покоряющей силе жизнеутверждения. Не случайно его искусство обрело всенародное признание.
В. Руденко
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ