В 2025-м году исполняется 140 лет со дня рождения французского художника Жюля Паскена (1885-1930)
В начале нашего века в Париж устремились талантливые молодые художники из разных стран Европы. Их влекла сюда не жажда успеха или материального благополучия, а желание приобщиться к так называемой парижской школе, своеобразному явлению в художественной жизни нового столетия. Как известно, именно в Париже безудержная смелость поисков была неотделима от высокой и утонченной художественной культуры, созданной предшествующими мастерами. Среди многочисленных живописцев, нашедших во Франции вторую родину, был Жюль Паскен.
Настоящее его имя — Юлиус Пинкас. Он был сыном богатого коммерсанта, уроженцем болгарского городка Видин. В ранней юности порвав со своей буржуазной семьей (впоследствии тема «блудного сына» не случайно станет одним из характерных мотивов его творчества), будущий хуцожник переезжает из Бухареста в Вену, потом в Берлин, в Мюнхен. Почти в каждом из этих городов он посещает Академии. Будучи еще совсем юным Пинкас сотрудничает в знаменитом мюнхенском сатирическом журнале «Симплициссимус», где публиковались произведения лучших немецких писателей и графиков. Выбрав себе псевдоним «Жюль Паскен», молодой художник помещает в «Симплициссимусе» острые и философичные карикатуры с оттенком «черного юмора». Именно в этот период он усвоил специфически немецкую гротескную экспрессивность выражения, которая частично сохранится и в его зрелых произведениях.
С 1905 года Паскен обосновывается в Париже и только однажды покидает этот город надолго: во время первой мировой войны он уезжает в Соединенные Штаты и проводит там шесть лет. Его образ жизни в Париже мало отличался от описанного во многих романах и искусствоведческих эссе образа жизни художественной богемы Монмартра и Монпарнаса. Беглый, но запоминающийся портрет художника дал Хемингуэй в своей книге «Праздник, который всегда с тобой». Судьба и отчасти творчество Пас-кена и Модильяни наиболее близки: та же печаль, психологичность и лиризм образов (по преимуществу женских), то же существование вне быта, злоупотребление алкоголем и та же одержимость искусством, которая оплачивалась ценой жизни.
В годы, предшествующие первой мировой войне, Паскен вместе с другими живописцами его поколения проходит через влияние различных течений современного искусства — постимпрессионизма, экспрессионизма, кубофутуризма — и при этом он упорно ищет свой собственный путь. Из Штатов он возвращается в Париж в 1920 году уже полностью сложившимся и зрелым мастером.

Главное место в творчестве Паскена в эту пору занимали натурные изображения женщин, графические и живописные. Его модели — работницы, женщины легкого поведения, профессиональные натурщицы, иногда представительницы артистической среды. Они изображены одетыми или обнаженными, сидящими или лежащими, но почти всегда в динамичном ракурсе. Таким способом художник подчеркивал пассивность и беззащитность самих моделей, чьи тела кажутся брошенными в пространство. В отличие от большинства мастеров парижской школы, и в частности от Модильяни, Паскен почти всегда работал в неразрывном контакте с натурой. Отсюда — особая конкретность, индивидуальность и чувственная осязаемость его персонажей. Но эта портретность всегда являлась лишь одним из качеств в целом более обобщенного лирического образа, в котором прочитывались печаль, созерцательное раздумье, горечь и одновременно жизненная полнота. Вообще для искусства Паскена были характерны богатство оттенков и неоднозначность. Он не идеализировал своих героинь, показывал их со всей откровенностью и остротой, порой на грани цинизма, но вместе с тем — с человечностью, состраданием и теплотой.
Прирожденный рисовальщик, Паскен оперирует в своей графике то гибкой и плавной, то резкой и прерывистой, то похожей на арабеск линией, всегда точной, легкой и твердой. Его карандашные и акварельные зарисовки обнаженной натуры, с их ракурсами, экспрессивным контуром и мягкой растушевкой или свободно брошенными пятнами краски, напоминают рисунки Родена — хотя Паскен мыслит более широкими пластическими категориями.
Живопись художника явилась во многом естественным продолжением его графики. В ней есть резкий штрих, организующий форму, а краски выглядят пастельно-мягкими и акварельно-легкими. Колорит напоминает гамму живописи 18 века, к которой художник всегда питал особое пристрастие. Он основан на сочетании свежих и светлых охристых, серых, розовых, голубых и зеленых оттенков с утонченно-острыми акцентами более звучных тонов. Краски кажутся сплавленными и глубокими, свет неизменно высвечивает их изнутри, иногда открыто вспыхивая на поверхности. Человеческие тела выступают из динамичной живописной стихии, причем фигура и фон, человек и мир составляют единое целое.
В своих больших тематических полотнах, а также в офортах и акватинтах Паскен создавал более свободные поэтические образы. В этих работах сила обобщения и экспрессии деформирует человеческие тела, развеществляет их, делает имперсональными и подчиняет ритмам всей композиции. Они кажутся созданными из легкой поэтической субстанции и чисто живописной материи. Для выражения своих мыслей о самих основах жизни и человеческого существования художник, подобно многим своим современникам, обращался к «вечным» античным или библейским сюжетам. Особую роль в его творчестве играли также образы «Сказок 1001 ночи» и вообще мотивы мусульманского Востока, пряного и фантасмагоричного, — во многом навеянного образами детства и последующих путешествий в Тунис, Турцию, Испанию. Все эти сюжеты Паскен наполнял актуальным и личностным звучанием, неразрывно соединяя в них вечное и современное, высокое и низкое. Взятые из неприкрашенной, грубой действительности, персонажи становились выразителями глубоких, экзистенциальных истин. Вместе с тем «философия» как таковая для художника была ниже жизни — в одной из его картин изображены «Сократ и его ученики, которых высмеивают куртизанки». В своих живописных притчах на библейские темы («Лазарь и богач», разные перипетии «Истории блудного сына») Паскен был далек от морализаторства. Содержание его произведений — праздник жизни, ее трагичность и ее тайна. И хотя светящиеся краски его холстов несут в себе радость жизни, образы в целом проникнуты печалью и тревогой. В европейском искусстве первой трети 20 века творчество Паскена явилось во многом выражением мироощущения «потерянного поколения», поколения между двумя мировыми войнами. Сам художник оказался столь же беззащитен перед действительностью, как и его герои. В 1930 году он окончил жизнь самоубийством в день открытия в Париже выставки его картин.
Н. АПЧИНСКАЯ
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1985 г. М., 1985.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ