В 1935 году в XXVII выпуске серии «Проблемы новейшей физики» вышла книга Игоря Васильевича Курчатова «Расщепление атомного ядра» (Ленинград, изд-во ОНТИ)
В физике атомного ядра 30-е гг. нашего века — эпоха романтическая. Все новые и новые экспериментальные факты ставили перед учеными всего мира проблемы сложные и неожиданные, полные тайн и рождающие новые вопросы, побуждающие к захватывающим исследованиям. В книге Курчатова «Расщепление атомного ядра» не только проявилась личность автора, но и отразился важный этап в развитии физических наук.

В Советском Союзе работы в области ядерной физики начались в 1930 г. по инициативе директора Ленинградского физико-технического института академика А. Ф. Иоффе. И задачи и трудности были грандиозными. Кроме создания инструментальной базы для осуществления ядерных реакций в фантастически короткие сроки, пришлось преодолевать также инерционность некоторых руководителей в Академии наук, отдававших предпочтение исследованиям прикладного характера и резко критиковавших А. Й. Иоффе и его сотрудников за работы, «не имеющие практического выхода-. Требовалось большое мужество, чтобы начать работу и увлечь коллектив ученых совершенно новыми проблемами.
Научные интересы Игоря Васильевича Курчатова перемещаются в область ядерной физики в 1932 г. Важнейшими событиями этого года были открытие нейтрона английским физиком Дж. Чэдвиком, пред сказанное Э. Резерфордом в 1920 г., и осуществление первых ядерных превращений под действием нейтронов Н. Фезером, Л. Мейтнер и У. Харкинсом. В этом же году К. Андерсон открыл позитрон. Эти открытия коренным образом изменили представление о строении атомного ядра. Невозможно было оставаться в стороне от будоражу-щих мир исследований природы вещества.
1934 г. приносит первые успехи и открытия. В экспериментах по облучению ядер И. В. Курчатов устанавливает фундаментальный факт разветвления ядерных реакций. Исследования происходили с нарастающей интенсивностью. Изучались гамма-лучи при бомбардировке бора прогонами, была доказана возможность расщепления ядер нейтронами с испусканием трех тяжелых частиц. Осуществлено большое число ядерных реакций при облучении лития, фтора, бора и других легких элементов. Но особенно плодотворным по результатам для Игоря Васильевича оказался год следующий, 1935. Весной этого года ему вместе с Л. И. Русиновым при облучении брома нейтронами удачось обнаружить третий новый радиоактивный изотоп брома. Интерпретация этого факта привела к открытию изомерии искусственно радиоактивных ядер, что имело oгромное значение для создания обобщенной модели атомного ядра.
Расширился спектр исследований. Помимо изучения искусственной радиоактивности, которая была открыта И. и Ф. Жолио-Кюри в 1934 г., И. В. Курчатов начинает эксперименты по определению сечений рассеяния и захвата нейтронов водородом, водой, свинцом, кадмием и другими элементами, а также опыты по поглощению нейтронов в парафине и углероде,— как раз те исследования, которые оказались впоследствии самыми важными при осуществлении управляемых ядерных реакций.
Медленное накопление фактов сменилось их лавиной. Но год 1935-й оказался для Игоря Васильевича Курчатова наиболее плодотворным по количеству опубликованных им трудов. Всего в этом году вышло 18 работ по физике атомного ядра, написанных им самим или в соавторстве с другими физиками (К. Д. Синельников, Л. В. Мысовский, А. К. Вальтер, Г. Д. Латышев, Н. А. Добротин, И. И. Гуревич, Ю. Б. Харитон).
В числе этих работ три монографии: учебное пособие «Электронные явления» (изд-во ОНТИ), курс молекулярной физики (украинский Го-стехиздат) и. наконец, наиболее значительная — «Расщепление атомного ядра» (изд-во ОНТИ, серия «Проблемы новейшей физики»). Эта книга содержала обзор основных экспериментальных данных, полученных за предыдущие два-три года в области физики атомного ядра. В ней, по существу, дан анализ всех известных к тому времени ядерных реакций, систематизированных по роду бомбардирующих частиц. Книга написана очень просто, ясно и увлекательно. Она вышла небольшим тиражом — 3000 экз.— и сразу стала библиографической редкостью. Ею зачитывалась учащаяся молодежь. Потребность именно в таком издании была столь велика, что книгу буквально вырывали друг у друга из рук, зачастую доставали всего лишь на одну ночь или день, переписывали, конспектировали, пересказывали. Книга захватывала не только физиков и химиков, а людей всех профессий. Интерес к достижениям науки был всеобщим, поэтому необычайно важной была возможность познакомиться с целой областью исследований не по отдельным статьям в научных журналах, а с помощью монографии, отражающей современный уровень развития знаний.
Очевидно, что монография И. В. Курчатова не была фундаментальным теоретическим трудом в области ядерной физики. Этого и не могло быть в то время, в период бурного ознакомления с новыми и неожиданными явлениями. До исчерпывающей картины, объясняющей природу сил взаимодействия между частицами, было еще очень далеко даже и через десяток лет. С 1919 по 1932 г. с момента, когда Э. Резерфорд впервые расщепил атомное ядро альфа-частицами, было известно лишь 11 ядерных реакций. в то время как с 1932 по 1941 г. было открыто и исследовано около 100 ядерных реакций и 300 новых радиоактивных ядер.
1935 г.— пора предвидений и открытий. Пора фундаментальных теорий еще не наступила. Но если задать вопрос любому физику или химику, молодость которого совпала с этим временем, какая книга явилась для него памятным событием тех лет, он, несомненно, назовет прежде всего — «Расщепление атомного ядра» И. В. Курчатова.
К. Найденова
Памятные книжные даты. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ