120 лет со дня рождения советского художника Виктора Орешникова

20-го января исполняется 120 лет со дня рождения советского художника Виктора Орешникова (1904-1987). К этой дате публикуем статью о творчестве замечательного советского художника. 

Народный художник СССР, действительный член Академии художеств Виктор Михайлович Орешников — тонкий, проникновенный живописец.

Уроженец Перми, он получил первоначальное профессиональное образование в родном городе, в местном художественном техникуме (1919—1924). После окончания техникума Орешников поступил учиться в ленинградскую Академию художеств (1924— 1927). Академия переживала в те годы трудную пору. Система образования носила эклектический характер. Симпатии Орешникова были явно на стороне традиционного искусства, хотя, естественно, что в своих работах он отдавал дань и современным веяниям. Так, в написанных им по заказу Пермского краеведческого музея полотнах «Смерть Борчанинова» (1927) и «Расстрел колчаковцами чусовских коммунистов» (1929) точность в соблюдении деталей исторической обстановки сочетается с экспрессивностью выразительных средств, так характерной для искусства тех лет. Обучение в аспирантуре Академии художеств под руководством И. Бродского помогло Орешникову глубже освоить народно-демократические традиции русской реалистической живописи второй половины XIX века.

В творчестве художника, писавшего временами небольшие жанровые сценки и пейзажи, все-таки главное место заняла работа над полотнами историко-революционного характера.

Среди произведений Орешникова, написанных в конце 1940-х годов, большую известность получили картины «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете» (1947), за которую художнику была присуждена Государственная премия, и «В штабе обороны Петрограда» (1949).

В штабе обороны Петрограда

Эти большие многофигурные композиции выписаны очень тщательно; подробно характеризованы все обстоятельства события. Такой подход к исторической картине типичен для устремлений исторической живописи в тот период. Мастерство художника выделяет эти полотна.

Много времени отдает Орешников работе в портретном жанре. Его произведения достаточно разнообразны по приемам, отличаются психологической тонкостью, умением увидеть главное в человеке. Орешников пишет свои модели с большой любовью, стремясь показать красоту каждою человека. Особенно значительна его серия портретов ленинградской творческой интеллигенции, представляющая большой историкохудожественный интерес. Среди них портреты искусствоведа H. Н. Пунина (1942), балерины Г. С. Улановой (1942), балерины А. Я. Шелест (1949), старейшего ленинградского скульптора В. В. Лишева (1952). Работы Орешникова регулярно экспонируются на наших крупнейших выставках и пользуются успехом у зрителей.

Это интересно:   К 190 летию русского художника Михаила Клодта
портрет балерины А.Я. Шелест

Виктор Михайлович Орешников — ректор Художественного института имени И. Е. Репина в Ленинграде, уже более сорока лет (с 1930 года) занимается педагогической деятельностью. Он является верным последователем принципов русской реалистической художественной школы, сформировавшихся во второй половине прошлого столетия и связанных, в первую очередь, с именем П. Чистякова. У Орешникова учились многие из известных ныне живописцев, работающих в Ленинграде и других городах Российской Федерации.

Портрет Г.С. Улановой

«Чтобы стать художником,— говорит Орешников, — необходимо приобрести очень много навыков и качеств, но главное—это любовь к жизни и колоссальное
упорство. Художнику надо все время учиться и учиться».

Литература «В. М. Орешников. Альбом произведений». Л . «Художник РСФСР» 1963.

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ