7 февраля исполняется 465 лет со дня смерти итальянского скульптора, живописца, рисовальщика периода маньеризма Баччо (Бартоломмео) Бандинелли (1493 — 1560).
Бартоломмео Бандинелли, прозванный Баччо, принадлежит к числу самых известных флорентийских скульпторов 16 века. Он родился во Флоренции в семье ювелира Микеланджело ди Вивиано. Отец стал первым его наставником, а затем он учился у Джанфранческо Рустичи. Огромное впечатление на молодого ваятеля произвели два картона: «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи и «Битва при Кашине» Микеланджело Буонарротти, выполненные для росписи зала Большого совета в Палаццо Веккио. Росписи остались неосуществленными, но картоны стали настоящей школой для художников не только Италии, но и всей Европы.
Бандинелли был автором целого ряда теоретических сочинений (о рисунке, о первенстве между скульптурой и живописью, об академии и т. п.), к сожалению, до нас не дошедших. Сохранилась лишь «Памятная записка» 1552 года, обращенная к сыновьям скульптора, несколько напоминающая по жанру «Автобиографию» Бенвенуто Челлини, созданную позже.

Уже с юности вся творческая жизнь Бандинелли оказалась связанной со знаменитым домом Медичи, по заказам которых он работал, занимая пост придворного мастера герцога Козимо. Во время крупного восстания флорентийцев против тирании Медичи скульптор вынужден был бежать из родного города. Бандинелли изучал творения Микеланджело, однако по своим творческим убеждениям и как педагог, и как практик он стал полной противоположностью великому флорентийскому скульптору. Бандинелли примкнул к оппозиционному направлению в искусстве, которое противопоставило идейному и пластическому напряжению художественного образа отвлеченный идеал «чистой красоты», ориентированный на подражание античному совершенству. Ранние работы Бандинелли (статуя св. Петра в соборе Санта Мария дель Фьоре, Флоренция; рельеф «Снятие со креста», Лувр, Париж) полны заимствований у Микеланджело. Но в более зрелых, следующих по времени произведениях — в «Орфее» 1519 года и особенно в группе «Геракл и Какус», начатой в 1515 году и поставленной возле Палаццо Веккьо в 1534 году в качестве парной к «Давиду» Микеланджело, Бандинелли выражает свое пристрастие к рационалистическим пластическим решениям, хотя и придает скульптуре большой масштаб, мощные пропорции, напряженную мимику. Такой стиль характерен для флорентийского маньеризма с его деградацией традиций монументальной пластики. Группа «Геракл и Какус» Бандинелли отличается натуралистической грубостью, неестественной и неоправданной напряженностью мускулатуры, делающей фигуру Геракла скованной и одеревенелой, лица же борющихся напоминают гротескные маски. Невыразительный общий силуэт скульптурной группы усугубляет прозаизм впечатления от нее.
Бандинелли слишком подражательно использовал античные нормы, каноны и образцы, не всегда правильно их понимая. Так, в конной статуе Джованни делла Банде Нере, поставленной на площади Сан Лоренцо во Флоренции, им применен в постаменте античный ордер с триглифами и метопами, фигура всадника облачена в одежду римского воина, в орнаменте использованы греческие мотивы меандр и бук-ран. Но в целом отсутствуют некое художественное единство и подлинная монументальность.
Творчество Бандинелли достигает расцвета к 1550 году, когда окончательно формируются принципы его классицистического стиля. Статуи «Язон» (Национальный музей, Флоренция), «Вакх» (Палаццо Питти, Флоренция), «Адам» и «Ева» (Музей Барджелло, Флоренция) могут служить характерными примерами художественного кредо скульптора. Бандинелли пытался достичь предельного обобщения пластических объемов, чистоты и сглаженности поверхности, ясной простоты движений и жестов, которые вызваны не эмоциональным порывом или сюжетной необходимостью, а обусловлены только лишь ритмической красотой линии силуэта. Интересно, что, раз найдя пластическое решение, он репродуцирует его в нескольких статуях, нимало не заботясь о характере образа: так, Адам превращается в Вакха, а затем с некоторыми изменениями в фигуру Язона.
Бандинелли применяет принцип рельефного распластывания скульптурных групп, видимых только с одной точки зрения (например, «Пьета» в церкви Санта Аннунциата, Флоренция), прямо противоположный тому круговому обходу, множественности точек зрения, которые применяли Микеланджело, Челлини, Джованни да Болонья и др. Бандинелли стремился догматизировать интерес своих современников к античности, пытаясь следовать античному канону и превращая свои произведения в некие абстракции, пустые и холодные, демонстрируя тем самым пагубность нетворческого использования великого античного наследия.
Бенвенуто Челлини в «Автобиографии» дал малопривлекательную характеристику Баччо Бандинелли — тщеславного, честолюбивого человека, полного преувеличенного самомнения. И действительно, известно, что Бандинелли яростно враждовал со многими талантливыми мастерами своего времени, в том числе с Микеланджело, Челлини, Вазари. Наряду с этим он пользовался авторитетом как образованный человек и известный педагог. Помимо литературных источников, о деятельности Бандинелли-педагога рассказывают гравюры А. Венециано (1531) и Энеа Вико (ок. 1550 г.), носящие название «Академия Бандинелли». Они изображают вечерние курсы по рисованию с соответствующим набором слепков, скелетов, ваз, книг. Если в первой гравюре рисуют вместе юные и взрослые художники, то во второй отчетливо видно, что здесь изображено некое подобие школы с главным наставником и с учениками, которые записывают речи учителя. Таким образом, мастерская Баччо Бандинелли на Бельведере стала прообразом академической системы художественного образования и воспитания, получившей дальнейшее развитие в Болонской академии братьев Карраччи и в Парижской академии Шарля Лебрена.
Бандинелли оказал большое влияние на флорентийских скульпторов, среди его последователей можно назвать Джованни дель Опера, Доменико Поджини, Бартоломмео Амманати.
Т. СЕДОВА
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1985 г. М., 1985.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ