Этот небольшой очерк посвящен памяти румынского композитора Тибериу Олаха (1928-2002). 2-го января отмечается 95 лет со дня рождения румынского композитора.
В музыкальном искусстве 2-й половины 20-го века Румынии Тибериу Олах занимает видное место. Он является одним из тех композиторов, которые стремятся сочетать в своих произведениях новейшие достижения музыкальной техники с национальными традициями великих мастеров, в частности Дж. Энеску и Б. Бартока. В творчестве Олаха представлен широкий круг тем, образов и сюжетов, воплощаемых яркими средствами в различных жанрах хоровой и инструментальной музыки. К каким бы приемам письма ни прибегал Олах — к серийной технике или сонористическим эффектам, он трактует их в органичной связи с замыслом сочинения, и это придает его творчеству цельность и убедительность.
Олах родился в Арпэшеле Марамурсшского уезда. С 1946 по 1949 год занимался в Клужской консерватории по теории и сольфеджио у Ю. Мурешяну, по гармонии и полифонии у М. Ейзиковича и по классу фортепиано у Г. Халмоша. В 1949—1954 годах продолжил учебу в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классах Е. И. Месснера (композиция). Е. К. Голубева (полифония). Д. Р. Рогаль-Левицкого (инструментовка). Среди его сочинений московского периода необходимо отметить квартет для струнных инструментов, а также трио для фортепиано, скрипки и кларнета.
После окончания Московской консерватории Олах возвращается в Бухарест, где совмещает композиторскую и публицистическую деятельность с преподавательской работой в консерватории имени Ч. Порумбеску. Одно за другим следуют новые произведения Ола-ха, свидетельствующие о постоянном расширении круга его творческих интересов.
Композитор сочиняет произведения в разных жанрах: это — Первая симфония (1956); симфоническая поэма «Бесконечная колонна» (1964), навеянная образом одноименной скульптуры К. Брынкуша; «Этюд пространства и ритма» для трех групп ударных (1965); пьеса для оркестра «Стол молчания» (изд. 1969); кантата «Свет Ленина» на стихи Н. Кассиан (1959); оратория «Созвездие человека» (1960) для чтеца, солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского; соната для кларнета соло (1963); четыре мадригала для смешанного хора (1963); музыкально-театральные сочинения— «Трагедия человека» (1965) и «Троянцы» (1966, по Эврипиду); патриотические сольные и хоровые песни, музыка к кинофильмам.
Обладая острым чувством современности и широким кругозором, большой изобретательностью и крепкой технической базой, Олах выступает как один из наиболее ярких представителей румынской музыкальной культуры 2-й половины 20-го столетия.
Б. Котляров
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1977.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ