13 января исполнилось 400 лет со дня смерти южнонидерландского (фламандского) художника Яна Брейгеля Бархатного (1568-1625).
Художник Ян Брейгель достиг при жизни большой славы и был известен даже за пределами своей страны. Недаром он сотрудничал со многими известными живописцами своего времени, в том числе с П. П. Рубенсом, во многих картинах которого пейзаж исполнен кистью Брейгеля.
Ян Брейгель был сыном художника Питера Брейгеля Старшего — одного из величайших гениев мировой живописи. В своих картинах Ян Брейгель создал гармонический, полный ясности и привлекательности мир. За мягкую живописную манеру он получил прозвище Бархатный. Учиться непосредственно у отца Яну не пришлось, так как тот умер ровно через год после его рождения. В возрасте двадцати лет молодой человек совершил путешествие в Италию, что было в то время обязательным для всякого начинающего живописца. Для Брейгеля пребывание в Италии было скорее приятным времяпрепровождением, чем художественной школой. Основу для своего искусства живописец нашел на родине, а именно в творчестве своего отца, в его маленьких жанровых картинах позднего периода. Их формальная простота, мягкая звучность пришлись по вкусу молодому Брейгелю. В отличие от отца он смотрел на мир как бы через волшебное стекло, которое окрашивало действительность в нежные, яркие и радостные тона.
Любовь к природе видна в каждой картине Брейгеля, в каждом тщательно выписанном листике или цветке, в любом изображении, будь то человек или животное, в полных возвышенной поэзии лесных пейзажах или прекрасных по своей красочной звучности видах моря. В изображении Брейгеля природа предстает перед нами иногда в виде фантастического непокоренного и необузданного явления, но чаще спокойной, изысканной. Не раз Брейгель включал в свои пейзажи драматические сюжетные элементы («Бегство в Египет»), но всегда общий дух картины оставался созерцательно-оптимистическим, а природа — радостной и возвышенной.

Брейгель был одним из первых художников, включивших в обиход искусства народную тематику. Конечно, нельзя игнорировать тот факт, что еще Питер Брейгель Старший увлекался народными мотивами. Но Ян следовал традиции своего отца и успешно развивал ее.
Уже во второй половине XVI века народная тема стала модой; не только крестьянский труд, но и многочисленные народные гулянья, праздники и пирушки буквально заполнили фламандское, а в XVII веке и голландское искусство. И все же для Брейгеля Бархатного обращение к образу народа оставалось глубокой внутренней потребностью.
Художник очень любил рисовать пышные букеты. Вот где проявились сила его творческой фантазии и подлинный реализм его искусства. Тюльпаны, нарциссы, астры, колокольчики, васильки и великое множество других цветов слились в его картинах в единый весенний образ природы. Смотрящий на картину как бы путешествует взглядом по каждому цветку, видит каждую мелочь вплоть до ползающих по стеблям букашек, восхищается чудодейственностью цвета и света. Цветовая феерия воспринимается как гимн мирозданию, а разнообразие явлений природы радует глаз.
Несмотря на просветленный характер своего искусства художник прошел творческий путь, полный трагизма. Брейгель сознательно стремился уйти от каких-либо «человеческих» проблем в область природы и созерцания. Созданный им мир прелестен и красив, но он беззаботен и лишен моральной и духовной глубины. А время требовало постановки и решения вопросов, больше касающихся смысла человеческой жизни и долга человека перед обществом. Это всегда занимало Питера Брейгеля Старшего. Брейгель Бархатный остался как бы в стороне от насущных проблем своего времени. Слава отца затмила для последующих поколений личность сына.
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ