15 декабря — 240 лет со дня рождения (1784) Людвига Девриента, немецкого актера (умер в 1832 году).
Друг Людвига Девриента, прославленный романтик Э.-Т.-А. Гофман увековечил его в образе Посетителя в сером («Необычайные страдания одного театрального директора»), запечатлев незаурядные человеческие качества актера, его ум, эстетические пристрастия.
Первый из знаменитой немецкой театральной династии, Л. Девриент поразительно соответствовал романтической эпохе театра: его творчество явилось ее кульминацией и одновременно — развязкой. «Демонизм» его таланта особенно ярко выявился в ролях Франца Моора, короля Лира, Шейлока, Гарпагона, Фальстафа, созданных на сцене берлинского Королевского театра в 1814—1832 гг.
Людвиг Девриент в роли короля Лира
…Одной из лучших ролей Людвига Девриента была роль Лира — роль, в которой высочайшее бремя трагического страдания противопоставлено столь малому действию и противодействию, как ни в одной другой драме, роль, в которой все сводится к тому, чтобы полностью выразить это страдание, эту глубокую, потрясающую душевную боль, жертвой которой становится Лир… Насколько я помню, Девриент при первом выходе Лира не обнаруживал никакого следа безумия, мрачности, сурового деспотизма; с выражением королевского достоинства и неограниченной властности сочетались скорее черты мягкости, умиротворенности. .. Он играл начало этой сцены с выражением благодушного и безмятежного настроения и сильно подчеркивал непосредственный переход этих чувств в чувства противоположные, внезапную вспышку гнева, которая так свойственна этому аффекту.
….Изображение безумия Лира у Девриента решительно отличалось от того, как эти моменты изображаются другими актерами. . Девриент в этих сценах не делал никаких неестественных или необычных движений; эти сцены он играл почти одними глазами и пособлял выражению взгляда только соответственной мимикой и своеобразно значительными движениями пальцев и кистей рук 1о обстоятельство, что он был в состоянии такими простыми средствами производить столь сильное впечатление, объясняется и тем, что он от природы был одарен парой больших и выпуклых глаз.
Из кн.: Мастера театра в образах Шекспира М; Л., 1939.
Эдуард Девриент о Людвиге Девриенте
…Он не обладал ни грацией, ни благородством и плавностью речи Его голос имел глухой, гнусавый гортанный звук, сильные ударе ния нередко разрывали стих. Изображать иде альное человечество в его чистой гармоничности не было его назначением, красивая форма не была в его распоряжении; его дух устремлялся с каким-то демоническим наслаждением к границам человеческого, к его крайним проявлениям. Из ряда вон выходящее, страшное, возбуждающее ужас, причудливое и смешное, начиная от мельчайших, едва заметных черт до предельной грани выразительности, — такова была область, которой он владел с гениальнейшей способностью к характеристике и истинно поэтическим юмором. Здесь его хрупкий голос служил ему с поразительной гибкостью для разнообразнейших модуляций, его худое, среднего роста тело могло превращаться в сотню различных фигур, его длинное лицо, с несколько отвислыми щеками, с кри вым острым носом, странным образом изогну тым набок от верхушки носового хряща, изменялось, несмотря на эту резко выраженную физиономию, не только для каждой роли но и для каждого выражения в удивительнейшей беглой игре мышц. Большие огненные глаза черные, как и его пышная мягкая шевелюра в поразительном соответствии с необычайно выразительным ртом, могли метать поистине устрашающие молнии самой дикой страсти, са мой яростной насмешки, но также и дружески привлекать к себе с лукавой любезностью
Цит. по кн.: Троицкии 3. Карл Зейдельман и фор мирование сценического реализма в Германии М. Л 1940
Лит.: Игнатов С. История западноевропейского театра нового времени М., Л., 1940
Гофман Э.-Т.-А. Новеллы и повести. Л. 1936
Театральный календарь на 1984 год. Л., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ