В 2024-м году исполнилось 240 лет со дня открытия Колонного зала Дома Союзов в Москве
Здание старейшего концертного зала Москвы — Колонного зала Дома Союзов, возведенное по проекту известного русского архитектора М. Ф. Казакова, является выдающимся образцом русской архитектуры классицизма. Торжественный двусветный Колонный зал с величественной коринфской колоннадой обладает превосходной акустикой. Его украшают изящные хрустальные люстры и зеркала в форме окон, зрительно увеличивающие пространство зала.
С 1784 года после приобретения Здания московским дворянством для «Благородного собрания» Колонный зал (Большой зал Благородного собрания) служил помещением для балов и парадных приемов.
С начала ХIХ века Большой зал Благородного собрания стал использоваться в качестве концертного зала, а в 1860 году Московское отделение Русского музыкального общества положило начало систематическим симфоническим концертам , организатором и дирижером которых был Н. Г. Рубинштейн.
С тех пор на протяжении десятилетий под сводами зала звучали бессмертные творения классиков мировой музыки, современных композиторов. Здесь наряду с нашими знаменитыми соотечественниками выступали крупнейшие представители зарубежного музыкального искусства.
С 1861 по 1881 год только под управлением Н. Г. Рубинштейна состоялось 259 симфонических собраний. Уже в первых сезонах прозвучали Четвертая, Пятая, Седьмая и Восьмая симфонии Л. Бетховена, Шотландская симфония Ф. Мендельсона, первая симфония и оратория «Рай и Пери» Р. Шумана, оратория «Иеффай» Г. Ф. Генделя. Событием в музыкальной жизни Москвы стало первое в России исполнение Девятой симфонии Бетховена.
В концертах РМО принимали участие знаменитые зарубежные исполнители; Г. Венявский, К. Шуман, Ф. Лауб, А. Патти, Д. Арто. В 1867 году здесь выступал Г. Берлиоз.
Начиная с сезона 1867 — 1868 годов большим успехом стали пользоваться произведения П. И. Чайковского. Симфонии, симфонические сюиты, «Моцартиана», симфоническая фантазия «Фатум», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия «Франческа да Римини» получили широкую известность после исполнения именно в Большом зале Благородного собрания.
Ярким событием в музыкальной жизни этих лет явились оперные спектакли, осуществленные силами учащихся консерватории под руководством Н. Рубинштейна. На сцене Большого зала прозвучали «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Орфей» К. В. Глюка, «Марта» Ф. Флотова, «Фрейшютц» К. М. Вебера, «Белая дама» Ф. А. Буаль-дье, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Фиделио» Л. Бетховена.
В 80 — 90-х годах в программах симфонических собраний РМО произошли некоторые изменения. Чаще стали исполняться произведения современных зарубежных композиторов, в том числе Р. Вагнера и Ф. Листа, сочинения которых раньше звучали довольно редко.
В Большом зале Благородного собрания состоялось несколько интересных премьер произведений русских авторов. Москвичи впервые услышали симфонию d-moll С. И. Танеева, «Тамару» М. А. Балакирева, «Море» А. К. Глазунова, Концерт для фортепиано с оркестром А. Н. Скрябина. В эти годы в зале выступали: Г. Бюлов и Ф. Бузони, дирижировали Н. А. Римский — Корсаков и П. И. Чайковский, А. И. Зилоти и А. Г. Рубинштейн, А. Дворжак и И. К. Альтани, М. М. Ипполитов-Иванов и Э. Ф. Направник, Э. Колонн и И. И. Слатин.
В 1901 году закончилась постройка Большого зала консерватории, и концерты РМО были переведены в новое помещение. Несмотря на это концертная жизнь Благородного собрания не затихла. В Большом зале стали проводиться концерты Московского Филармонического общества, Общества любителей музыкальных и драматических искусств, Общества любителей Российской словесности, Кружка любителей русской музыки.
В программах концертов все чаще появляются имена таких выдающихся исполнителей, как Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Н. Обухова, Н. Салина, Е. Збруева, В. Петров, А. Брандуков, Н. и М. Фигнеры, Л. Собинов, М. Оленина-д’Альгейм. Выступают знаменитые гастролеры: Ян Кубелик, М. Баттистини, Р. Каянус, О. Недбал, А. Корто, В. Ландовска, Э. Изаи, И. Гофман, П. Казальс, Ж. Тибо, А. Никиш.
В Большом зале Благородного собрания впервые звучат произведения А. К. Лядова, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, А. Н. Скрябина, некоторые из них — в исполнении авторов.
В 1919 году декретом за подписью В. И. Ленина здание Благородного собрания было передано профсоюзным организациям и стало называться Домом Союзов.
Колонный зал стал местом проведения конгрессов, съездов и конференций всесоюзного и международного значения. В 1918 -1922 годах здесь неоднократно выступал В. И. Ленин. Здесь же 23 — 27 января 1924 года советский народ прощался с любимым вождем.
После революции Колонный зал продолжал использоваться и как концертный зал. В 1918 году здесь состоялся первый концерт для рабочей аудитории, на котором присутствовали В. И. Ленин и Н. К. Крупская. В концерте из произведений А. Скрябина, Ф. Листа, Л. Бетховена участвовали А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, В. Р. Петров, А. М. Лабинский, дирижировал Э. Купер. В 1919 году в Доме Союзов под управлением Н. Голованова, В. Сука, С. Василенко систематически давались бесплатные симфонические концерты, преимущественно из произведений русских классиков
В 20 — 30-е годы Колонный зал -Додин из центров бурной художественной жизни тех лет. На его сцене выступали К. Игумнов и А. Гольденвейзер, Г. Ней-гауз и В. Софроницкий, А. Годике и С. Фейнберг. На афишах появились новые имена дирижеров А. Гаука, В. Небольсина, Б. Хай-кина, пианистов М. Юдиной, Я. Флиера, Э. Гилельса, Я. Зака, певцов П. Норцова, Б. Златогоровой, скрипача Д. Ойстраха.
Живой интерес советских слушателей вызывали гастроли выдающихся зарубежных музыкантов — О. Фрида, Б. Вальтера, О. Клемперера, Ф. Штидри, Э. Петри, П. Казеллы, А. Коутса, Ж. Сигети, А. Сеговии, Д. Мийо. Значительными событиями были, например, премьера скрипичного концерта С. Прокофьева, авторские концерты Д. Мийо и Б. Бартока, исполнение «Пасифика 231» А. Онеггера под управлением П. Монте.
Характерной приметой концертной жизни предвоенных лет стала широкая, развернутая пропаганда советской музыки. В Колонном зале впервые прозвучали новые сочинения Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Л. Половинкина, В. Шербачева, А. Мосолова, Ан. Александрова, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, В. Белого и других. В 1937 — 1940 годах были проведены декады советской музыки, явившиеся свидетельством грандиозного взлета нашей музыкальной культуры.
В трудные дни войны в Москве концертная жизнь не прекращалась, ее интенсивность была действительно поразительной. Постоянно звучала русская классическая музыка, произведения советских композиторов. В Колонном зале филармония устроила цикл симфонических концертов оркестра ГАБТа, выступали оперные певцы Н. Обухова, М. Максакова, В. Давыдова, Б. Златогорова, фортепианный дуэт — С. Рихтер и А. Ведерников, квартет имени Бетховена, Д. Ойст-рах, М. Козолупова, исполнялись новые произведения советских композиторов — «Сказание о битве за Русскую землю» Ю. Шапорина, Двадцать четвертая симфония Н. Мясковского, Вторая симфония Хачатуряна, Третья симфония Шебалина, Вторая симфония Г. Попова, концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра, Вторая симфония Т. Хренникова.
Внимание всех москвичей привлекло исполнение оркестром Всесоюзного радио под управлением С. Самосуда Седьмой симфонии Шостаковича в Колонном зале 22 марта 1942 года. Несмотря на объявленную воздушную тревогу исполнение не было прервано, и ни один слушатель не покинул зал.
В послевоенные десятилетия в Колонном зале Дома Союзов регулярно проходят съезды, конференции и совещания творческих и общественных организаций. Начиная с 1948 года, когда состоялся Первый съезд Союза композиторов СССР, на сцене зала происходит показ достижений советской музыки. Наряду с произведениями известных композиторов все чаще на суд слушателей выносятся сочинения молодых авторов.
Характерной тенденцией этого периода является стремление концертных организаций по возможности полно показать достижения музыкального искусства союзных и автономных республик. В Колонном зале постоянно проводятся декады и смотры национального искусства.
До конца советского времени он служит ареной различных музыкальных конкурсов. Здесь выступают участники Международного конкурса имени П. И. Чайковского, Всесоюзного конкурса молодых дирижеров, композиторов, конкурса вокалистов имени Мусоргского.
В Колонном зале неоднократно проводились фестивали и конкурсы артистов эстрады, смотры художественной самодеятельности. Отмечались юбилейные даты.
Исключительно большую роль в формировании эстетических вкусов подрастающего поколения играли лекции, беседы и концерты для детей и молодежи, которые проводились в Колонном зале.
Жанровый диапазон старейшего зала Москвы очень широк: здесь проходили выступления симфонических и камерных оркестров, инструменталистов и певцов, хоровых и танцевальных коллективов, мастеров народного искусства, самодеятельных артистов.
Колонный зал, пройдя огромный двухсотлетний путь, оставался одним из центров художественной жизни Москвы, жившей активной и многогранной концертной и музыкальнопросветительской жизнью.
Е. Сигейкина
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ