1 октября исполняется 100 лет со дня открытия (1924) Московского театра сатиры.
Московский театр сатиры открылся обозрением «Москва с точки зрения» В. Типота, Н. Эрдмана и В. Масса в помещении бывшего театра «Летучая мышь». Первые сезоны его репертуар состоял преимущественно из обозрений. авторами которых были А. Арго, В. Ардов. Н Вольпин, Л. Никулин, В. Масс, В. Типот. Первым художественным руководителем театра стал режиссер Д. Гутман (1924—1929); в труппе собрались талантливые комедийные актеры — Д. Кара-Дмитриев, П. Поль, Вл. Хен-кин, Е. Милютина, Ф. Курихин, И. и М. Зенины, Н. Слонова, Р. Зеленая.
С начала 1930-х годов на сцене Театра сатиры прочно утвердилась советская бытовая комедия — пьесы В. Катаева, В. Шкваркина, В. Киршона, Н. Погодина, К. Финна. Среди лучших спектаклей театра 1930-х годов — «Чужой ребенок» Шкваркина в постановке И. Горчакова (совместно с Р. Корфом), который возглавлял художественное руководство театра в 1933—1941 и 1943—1948 годах.
В 1940-х—начале 1950-х годов в репертуаре театра преобладали комедии-шутки и водевили. Наибольшей популярностью пользовалась в это время лирическая комедия Н. Дьяконова «Свадьба с приданым» (1950, режиссер Б. Ровенских). Перелом в жизни коллектива произошел в 1953 году, когда была поставлена «Баня» Вл. Маяковского (режиссеры И. Петров, В.Плу-чек, С. Юткевич; вторая редакция спектакля — 1967). В 1955 году на сцене Театра сатиры появился «Клоп» (режиссеры В. П лучек и С. Юткевич), в 1957-м —«Мистерия-буфф» (режиссер В. Плучек). Эти спектакли ознаменовали поворот театра к боевому сатирическому искусству.
В 1970-е годы в афише театра — «Женитьба Фигаро» Бомарше и «Темп-1929» Н. Погодина, «Затюканный апостол» А. Макаенка и «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта, «Проснись и пой!» М. Дьярфаша и «Обыкновенное чудо» Е. Шварца, «Дон (Куан, или Любовь к геометрии» М Фриша и «У времени в плену» А. Штейна. В 1972 году театр обратился к русской классике, осуществив постановку комедии Гоголя «Ревизор» (режиссер В. Плучек).
В 1970-е годы в труппе театра — народная артистка СССР Т. Пельтцер, народные артисты РСФСР В. Васильева, Г. Менглет и А. Папанов, заслуженные артисты РСФСР С. Мишулин и Б. Рунге, артисты А. Миронов, М. Державин, А. Ширвиндт и многие другие.
Главным режиссером театра (с 1957 года) более 45 лет являлся народный артист РСФСР В. Плучек.
Театр сатиры с успехом гастролировал в Польше, Франции, Болгарии.
С 1965 года театр работает в новом реконструированном здании на площади Маяковского.
…Октябрь 1924 года.
В подвальном помещении огромного дома, что стоит в Большом Гнездниковском переулке в помещении, в котором раньше находилась «Летучая мышь», потом «Кривой Джимми», а теперь учебный театр ГИТИСа, начал свою жизнь Московский театр сатиры.
Генеральная репетиция обозрения «Москва с точки зрения», которым должен был открыться театр, закончилась около четырех часов дня.
Вновь собранная труппа готовила премьеру, репетируя ежедневно утром и вечером в течение целого месяца. Репетировали отдельные сцены. В процессе работы многое, уже поставленное и отработанное, зачеркивалось, авторы подбрасывали новые тексты. В общем все обозрение было смонтировано в последние дни и даже часы.
Шутки, остроумные находки, неоднократно повторяемые на репетициях, потеряли для исполнителей свою остроту, перестали казаться смешными. Декорации еще, не были до конца готовы, и на генеральной репетиции трудно было судить о качестве подготовленного спектакля…
К семи часам вечера все актеры были на местах. Несмотря на тревожные предчувствия, все пришли подтянутые, тщательно побритые, нарядно одетые.
— Погибать, так с музыкой!..
В назначенный час открылся занавес, и «Москва с точки зрения» удивила, обрадовала и даже покорила сердца москвичей, с точки зрения которых открытие театра было исключительно удачным и многообещающим. Даже не верилось…
Короче говоря, уже наутро Театр сатиры проснулся именинником и в течение кратчайшего срока стал любимцем московских зрителей…
Спектакли Московского театра сатиры были обращены к сегодняшнему дню, к советской теме, современному быту, и действующие лица в этих спектаклях были взяты из окружавшей нас жизни.
Пусть масштаб, общественная весомость этих персонажей были невелики, но зрительный зал радовался, впервые увидев на сцене управдома, домработницу, а не прислугу, работника двора, а не дворника, должным образом реагировал на галерею нэпманских типов, растратчиков, приспособленцев, отсталых людей, не разбирающихся в явлениях политической жизни, лжеинтеллигентов и т. д.
Зрителям интересно было впервые увидеть на сцене зарисовки современного быта: коммунальную квартиру, нарпитовскую столовую, превращавшуюся по вечерам в «шикарный ресторан». В обозрениях тех лет — «Москва с точки зрения», «Насчет любви», «Спокойно — снимаю», «Мишка-верти», «Семь лет без взаимности», «Мечты, мечты», «Европа что надо» — находила отражение не только «внутренняя» злободневность, но и зарубежная — нравы Запада, политические события, темы белоэмиграции и т. д…
Успех театра определялся и драматургической формой его спектаклей. Первые два сезона в основном строились на обозрениях. Театр считал эту форму подходящей для отражения многих современных бытовых и политических вопросов. В этом было его преимущество. Постоянно работая в жанре обозрения, театр совершенствовал его, использовал его многогранные сценические возможности. Каждая сатирическая сценка в отдельности являлась своеобразным сигналом бедствия. «Обратите внимание, — как бы говорил театр,— на этом участке жизни неблагополучно. Подумайте! Решите, как быть!»
Из кн.: Э. Краснянский. Встречи в пути. М., 1967.
Из статьи Валентина Плучека «К вопросу о лице театра»
Мне кажется, что всякий коллектив воспитывается прежде всего на своем собственном опыте. Коллектив может объединиться для решения той или иной художественной задачи, увлечься ею, ощутить ее нужность, и это сразу двинет театр вперед по пути обретения своего лица, пусть никто и не думал об этом заранее.
Когда Московский театр сатиры обратился к комедиям Маяковского «Клоп» и «Баня», нас меньше всего занимало соображение: «Дай-ка мы возьмем и поставим пьесу для «лица». Нас захватили и содержание и форма замечательной драматургии Маяковского, он заразил нас своими мыслями, своими суждениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», своей партийной неистребимой яростью к «недостаткам механизма». Работа над Маяковским изменила наше представление о границах сатирического вмешательства искусства в жизнь, изменила и внутреннее самочувствие театра. Естественно, что Маяковский указал нам новые пути. За последнее время нам часто приходится слышать, что лицо нашего театра определяется Маяковским, да мы и сами это сознаем. Так разнородный коллектив становится в чем-то единым, а это — важный плацдарм для последующего творческого объединения. ..
«Театр», 1956, № 4.
…Театр не только работает активно, он еще и меняется на глазах. Не порывая с традицией, он ищет новое — и находит его в более ши роком взгляде на свои задачи и призвание, в утверждении своего права объемнее рисовать жизнь.
Да, основным делом театра остается сражение со всем тем, что препятствует совершенству общества, борьба с буржуазной идеологией, сценическое обличение зла. Да, его главные жанры, как и прежде, — сатира, фарс, водевиль, комедия. Но, нравственно страдая от вынужденной односторонности, от необходимости «шутить и век шутить», театр явно испытывает потребность наряду с безобразным говорить о прекрасном, об идеале, который грядет и придет. Брать сатиру в сопоставлении с героикой, самый искристый юмор подсвечивать лирикой, поверять клоунаду истиной страстей человеческих…
Зрелость ли театра тому причиной, или обновление его труппы за счет чуткой к новому молодежи, или дело в самом времени, которое испытывает нужду в героическом слове, но только Театр сатиры сегодня заметно тяготеет к спектаклям сложной ткани, вбирающим в себя все краски жизни и все приметы живого человеческого бытия.
Из ст.: З. Владимирова. Год исканий. — «Московская правда», 1971, 23 января.
Лит.: Кажется смешно. Сб. статей. Посвящается десятилетию Московского театра сатиры. М., 1935;
Н. Петров. 50 и 500. М., 1960;
В. Плучек. На сцене — Маяковский. М., 1962;
Московский театр сатиры. М., 1966.
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ