3-го октября исполняется 140 лет со дня смерти австрийского живописца, художника, декоратора интерьеров и мебели Ганса Макарта (1840-1884). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника.
Творческое наследие крупнейшего представителя венской школы изобразительного искусства второй половины XIX столетия Ханса Макарта огромно. В него входят произведения самых различных видов и жанров: рисунки и гравюры, станковые и монументальные полотна, портреты, пейзажи, исторические картины и книжные иллюстрации.
В наследии Макарта есть блистательные по своему живописному и композиционному мастерству исторические картины и — салонно-эффектные портреты, лишенные какой-либо внутренней духовности; сложнейшие по своим художественным замыслам и технике исполнения гравюры и выхолощенные, сведенные до штудийной схемы рисунки. Традиционно академические приемы чередовались в его произведениях с живописными экспериментами, характеризующими уже творчество художников конца XIX века.
Ханс Макарт родился в 1840 году в семье управляющего замком Мирабель близ Зальцбурга. Его отец, широко образованный для своего времени человек, увлекался собиранием литературы по искусству и сам немного занимался живописью. Именно под влиянием художественных интересов отца начал формироваться живописный талант Макарта.
Период формирования профессиональных навыков складывался у Макарта не совсем гладко. Свое обучение он начал в мастерской художника-пейзажиста реалистического направления Иозефа Майбургера, привившего юноше интерес к пейзажной живописи, который тот пронес через всю свою жизнь.
Летом 1858 года молодой художник направляется в столицу и .поступает в подготовительный класс Венской Академии художеств. Но вскоре, потеряв интерес к академическим штудиям гипсовых слепков, юноша возвращается в родной Зальцбург, где в течение трех лет работает самостоятельно, посвятив себя пейзажной живописи, а также писанию портретов членов своей семьи и близких. Однако с каждым годом Макарт все острее и острее ощущал недостаток своей профессиональной подготовки. Особенно явным он стал, когда у Макарта появился интерес к созданию масштабных полотен на исторические и мифологические темы. Это и побудило художника в 1861 году отправиться в Мюнхен, который в то время был одним из художественных центров Европы, и поступить учеником в студию к крупнейшему мастеру немецкой исторической картины Карлу фон Пипоти.
Макарт быстро совершенствуется во владении рисунком, в мастерстве построения сложных многофигурных композиций. Для закрепления полученных навыков и знакомства с классическими произведениями итальянских мастеров молодой художник совместно с руководителями мастерской посетил Рим, Неаполь и другие города Апеннинского полуострова. Материалы и зарисовки, выполненные художником во время этого путешествия, были впоследствии использованы в таких произведениях, как «Праздник в Венеции» (1867), «Чума во Флоренции» (1868), «Семь смертных грехов» (1868). Достигнув высокого уровня профессионального мастерства, художник создает графические листы и живописные полотна, посвященные тем или иным литературным произведениям, например «Смерть Джульетты Капулетти» (1869), «Тассо и Элеонора» (1869), «Офелия» (1871) и другие. Испытывая тяготение к монументальным формам в живописи, Макарт неоднократно пытался создавать эскизы росписей для различных архитектурных сооружений, например, для фойе венского городского театра и интерьеров Комише опер в Вене (1873). Однако на первом этапе творчества ему в большей мере удавались станковые полотна, которые не были непосредственно связаны с архитектурой.
С картиной «Венеция почитает Катарину Корнаро» (1872— 1873) художник выступил на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.
Это произведение знаменует собой период творческого расцвета живописца и наглядно демонстрирует его блестящие возможности как мастера многофигурной исторической картины. Композиционное построение картины показывает, насколько свободно и виртуозно владел Макарт сложными ракурсами, что позволило ему передать то оживление и волнение, которые, словно волна, прокатились по собравшимся при виде Катарины Корнаро, царственно восседающей на пурпурном троне. В картине почти нет чисто фасовых и профильных изображений, каждая фигура изображена в сложном повороте. Динамику композиционного построения дополняет колорит картины, построенный на чередовании красного, синего, золотой охры и изумрудной зелени, ощутимо передающих ликующие краски венецианского праздника.
В решении этого полотна со всей очевидностью отразились, с одной стороны, традиции венского барокко, долго и бережно сохранявшиеся в австрийском изобразительном искусстве, а-с другой — то благоговейное отношение, которое испытывал Макарт к великим венецианским живописцам прошлых столетий. Недаром большинство художественных критиков в своих отзывах о Всемирной выставке 1873 года писали о картине Мака-рта восторженно, называя ее создателя «новым Веронезе».
Параллельно своим занятиям исторической живописью, с которой связана основная линия развития его творчества, Макарт писал много портретов и уже при жизни снискал себе громкую славу мастера репрезентативного портрета, став самым популярным портретистом венского двора. Однако за аллегорическими формами и пышным антуражем роскошных одежд и изысканных интерьеров в портретах Макарта часто исчезало главное — в них отсутствовала какая бы то ни была характеристика внутренних качеств модели, из-за чего портреты порой теряли индивидуальность. В этом смысле все его высокопоставленные заказчики и заказчицы в своих портретных изображениях оказывались похожими друг на друга. Таковы портреты Цецилии фон Мункачи (1874), Генриетты фон Манкевич (1877—1878), Клотильды Беер (1880), кронпринцессы Стефании (1881) и многие другие.
Поздний период творчества Макарта был отмечен крупными декоративно-монументальными работами. В 1881 году он получает заказ на оформление интерьера только что выстроенного Императорского историко-художественного музея в Вене. По замыслу автора, росписи интерьера включали в себя аллегорические фигуры, представляющие различные виды пластических искусств, а также портретные изображения выдающихся художников различных времен и народов. Каждое из подобных изображений было объединено в общую композицию с воспроизведением наиболее известной работы определенного старого мастера. Например, Веласкес показан на фоне возлежащей Венеры, Сурбаран — на фоне распростертого тела Христа. Характерно, что не только замысел и эскизные разработки декоративного оформления этого сооружения принадлежали Макарту, но и конкретное воплощение эскизов в материале. Возможно, поэтому исполнение большинства изображений отличается необычайной виртуозностью и легкостью письма, неподдельной уверенностью и свободой рисунка.
Творческая деятельность Макарта была непродолжительной, он умер в возрасте 44 лет. Лучшие произведения Макарта были созданы в Вене и по своему духу неразрывно связаны с жизнью и культурой этой столицы. В представлении австрийцев творчество Макарта естественно ассоциируется с деятельностью «великих венцев» XIX столетия в архитектуре, музыке и театре.
Т. МИНКИНА
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ