23-го сентября исполняется 400 лет со дня смерти голландского живописца и графика Виллема Бёйтевеха (Бейтевега) (1591 или 1592—1624). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника.
Виллем Бейтевег, живописец, рисовальщик и офортист, писал пейзажи и картины бытового жанра. Творчество Бейтевега, художника динамичного, постоянно ищущего, чрезвычайно разнообразного, принадлежит к ранней поре голландского искусства, к стадии его формирования.
Как пейзажист Бейтевег выразил себя только в графике. Прежде всего художник стремился воплотить активность природы. Для этого он использовал различные графические приемы, доводя их до совершенства, и уделял много внимания проблеме света.
Природа у Бейтевега находится в непрерывном движении, его деревья нагибают ветви, переплетаются ими, ветер колышит их листву, его дороги уходят вдаль, облака на небе движутся, гонимые ветром. Ощущение изменчивости природы, ее непрерывного движения и скрытой внутренней жизни составляет главное воздействие пейзажей Виллема Бейтевега.
В бытовой живописи художник был менее оригинален и больше следовал общей традиции. Вместе с учениками и последователями Хальса и некоторыми другими современными ему живописцами Бейтевег заложил основы голландской жанровой картины. В его произведениях запечатлены сцены из жизни бюргерства, развлечения и пирушки офицеров, эпизоды солдатского быта. К этим же темам художник обращался и в графике. Здесь поражает необычайная широта его кругозора, живой и непосредственный отклик на актуальные события и явления современной жизни, мастерство в передаче своеобразия персонажей, принадлежащих к различным социальным слоям общества. Трудно найти у какого-нибудь другого голландского жанриста столь же многостороннее отражение реальной действительности, такое острое ощущение единства, многогранности и динамики человеческой массы, как в графических произведениях Бейтевега.
В живописи талант Бейтевега-жанриста проявился очень интересно. Художник часто включал в бытовые сцены портретные изображения, что придает необычайное своеобразие его картинам. Персонажи Бейтевега привлекают нас своим действенным характером, простотой и свободой манер. Живые 1позы, взгляды, обращенные к зрителю, свобода в передаче движений — все это создает впечатление, будто действующие лица призывают нас к ним присоединиться («Веселое общество:»).
Из всех ранних голландских жанристов Бейтевег наиболее близок театру. Его композиции похожи на театральные действа, где главные роли исполняют непрофессиональные актеры, а его композиционные приемы близки приемам театральной инсценировки.
В. Бейтевег был близко знаком с известным голландским поэтом и драматургом Гербрандом Бредеро, новатором театральных постановок. Это знакомство, да и вообще весь мир театра оказали огромное влияние на творчество Бейтевега, сделав его еще более жизненным и правдивым.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.