440 лет со дня рождения немецкого композитора Генриха Шютца

14 октября 2025 года отмечается 440 лет со дня рождения немецкого композитора и органиста Генриха Шютца(1585-1672)

Генрих Шютц вошел в историю музыкальной культуры как реформатор, ’’отец новой немецкой музыки”, соединивший в своем творчестве старинные национальные традиции с новейшими достижениями европейского музыкального искусства. Он был основоположником немецкой оратории, создателем первых музыкально-театральных произведений в Германии, своей творческой и педагогической деятельностью немало способствовал сохранению в немецкой музыке полифонических традиций, достигших затем высочайшего расцвета в творчестве Баха и определявших в дальнейшем самобытные черты немецкого музыкального искусства вплоть до XX века (М. Регер, П. Хиндемит).

Личность Шютца, выделявшегося среди своих немецких современников разносторонней образованностью, широтой и смелостью взглядов, сформировалась в благодатной атмосфере последних ренессансных центров Европы. Юные годы композитора прошли в Касселе, при дворе ландграфа Морица Гессенского — гуманиста, ученого, свободно говорившего на десяти языках. Ландграф, будучи композитором и органистом, много внимания уделял своей придворной капелле, славившейся на всю Германию. В Касселе, во время пребывания там Шютца, был основан первый в Германии драматический театр, где странствующие английские труппы разыгрывали пьесы Шекспира. Занимаясь в созданной ландграфом школе — Маврицианской коллегии (тип классической гимназии), Шютц изучал латинский, греческий, французский языки, игру на органе, пел в Кассельской капелле, репертуар которой включал сочинения Дж. Палестрины, О. Лассо, И. Вальтера, Г. Л. Гасслера, М. Преториуса. Здесь же началось его композиторское образование, проходившее под руководством капельмейстера Г. Отто, опиравшегося в своем творчестве на традиции немецкой протестантской музыки и классической хоровой полифонии эпохи Возрождения. Несколько позже Шютц изучал также юриспруденцию, сначала в Марбургском, а затем в Лейпцигском университетах.

В 1609 году по предложению ландграфа Шютц отправился в Италию для совершенствования в музыкальном искусстве у крупнейшего венецианского полифониста Дж. Габриели. Как считал сам Шютц, именно в Италии был заложен фундамент его профессии. У ’’великого Габриели”, о котором Шютц всегда вспоминал с восхищением (’’Габриели, бессмертные боги, что за человек!”), немецкий музыкант постигал тонкости классического контрапункта, овладевал принципами многохорной венецианской полифонии и позднеренессансного мадригала. В Венеции в 1611 году Шютц опубликовал сборник итальянских мадригалов на стихи Гварини и Марино для пятиголосного ансамбля а капелла. Уже с этого первого сочинения Шютц стал объединять немецкие музыкальные традиции с итальянскими, что рассматривал позже как средство совершенствования немецкой музыки. В мадригалах Шютц сочетал полифоническую технику немецкой профессиональной школы с новейшими итальянскими приемами выразительной трактовки текста. В силу особенностей социального развития Германии, в частности культурных последствий Реформации, творчество Шютца в дальнейшем раскрывалось главным образом в произведениях на духовную тематику. Однако Шютц последовательно переносил в духовные сочинения эмоциональный мадригальный стиль, и под его воздействием они становились психологически выразительными, драматичными, наполняясь гуманистическим содержанием.

Это интересно:  150 лет первой постановке оперетты "Летучая мышь"

Вернувшись в Германию, Шютц работал некоторое время придворным органистом в Касселе; с 1617 года он стал руководителем Дрезденской капеллы — одной из крупнейших в Западной Европе. В этот период им были созданы многохорные ’’Псалмы Давида” в венецианском концертном стиле и евангельская ’’История воскресения”, развивающая протестантские традиции, сборник четырехголосных латинских мотетов с органным сопровождением (’’Духовные песнопения”) и хорального склада ’’Псалтырь” на рифмованные немецкие тексты К. Беккера с использованием протестантских мелодий XVI века. В 1627 году в Торгау была поставлена опера Шютца ’’Дафна” на либретто известного поэта Мартина Опица, часто использовавшееся итальянскими композиторами. Однако музыка этой оперы, как и двух более поздних балетов Шютца с пением — ’’Орфей и Эвридика”, ’’Парис и Елена”, — не сохранилась.

В 1628 году Шютц предпринял второе путешествие в Венецию. На этот раз предметом его изучения было драматическое искусство Клаудио Монтеверди. Воздействие нового ариозно-декламационного стиля ярко сказалось в таких своеобразных вокально-инструментальных сочинениях Шютца, как ’’Духовные симфонии” для одного — трех голосов в сопровождении различных инструментов (скрипок, фаготов, тромбонов и других), ’’Маленькие духовные концерты” для одного — пяти голосов с органным сопровождением, в евангельской истории ’’Семь слов Христа на кресте”. В 30-40-е годы, в разгар Тридцатилетней войны, когда лишившаяся поддержки саксонского курфюрста Дрезденская капелла, несмотря на все усилия композитора, пришла в упадок, Шютц несколько лет работал в Копенгагене при дворе Кристиана IV, способствовавшего приобщению Дании к музыкальной культуре западноевропейского Ренессанса. К 1633 году относится кратковременное пребывание Шютца в Голландии, где состоялось его знакомство с Рембрандтом, написавшим портрет композитора.

В последний период творчества основное внимание Шютц уделял ораториальному жанру, создав несколько пассионов (по Луке, по Иоанну, по Матфею), евангельскую ’’Историю рождества”. Если ’’История рождества” трактована подчеркнуто театрализованно, с применением оперного речитативного стиля и, как писали современники, ”в новой и до сих пор еще в Германии не обнародованной манере письма”, то в пассионах Шютц возвращается к старому типу ’’Страстей”, утвержденному И. Вальтером — соратником Лютера. Вместе с тем, опираясь в ’’Страстях” на традиционные интонационные формулы, Шютц преобразует их в характере речевой мелодики, создавая, по словам Ф. Шпитты, ’’выразительнейший речитатив своего времени”.

Это интересно:  115 лет со дня первой постановки оперетты "Граф Люксембург"

Шютц пользовался огромным авторитетом в среде музыкантов. Он явился основателем композиторской школы, оказавшей воздействие на последующее развитие немецкой музыкальной культуры. Много энергии отдавал он организации и усовершенствованию немецких капелл в различных городах Германии. Со второй половины XVII века влияние Шютца распространилось далеко за пределами его родины — в Дании, Швеции, Польше, некоторых словацких областях. Исследователи говорят о вероятности творческих связей Шютца с нидерландской и английской музыкальными культурами. Предполагают также, что творчество Шютца могло оказать косвенное воздействие на становление жанра партесного концерта в России.

Уже в XVII веке Шютц был признан гордостью немецкого искусства. Надписи на его могильной плите гласят: ’’Самый выдающийся музыкант своего века. Отрада чужеземцев, светоч Германии”. Творческие достижения композитора ставят его в ряд с величайшими мастерами того времени -Монтеверди и Рембрандтом, Перселлом, Люлли, Веласкесом. И сегодня искусство Шютца поражает широтой художественного диапазона, неувядаемой выразительной силой.

Т. Дубравская

 

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1985. М., 1984. 



Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ