20-го сентября исполняется 215 лет русскому прозаику, поэту, автору романсов Нестору Васильевичу Кукольнику (1809-1868). К этой дате публикуем очерк о замечательном русском поэте.
История развития культуры в России первой половины ХIХ века связана с широким распространением кружков и салонов, где собиралась интеллигенция, художники, артисты, литераторы, музыканты. Здесь в непринужденной обстановке обсуждались вопросы культуры и художественные новинки, звучала музыка, новые литературные произведения. Нередко возникали творческие дискуссии, определялись пути дальнейшего развития искусства.
Салоны были как в домах высшей знати (братьев Виельгорских, А. Ф. Львова, 3. А. Волконской, А. Ф. Одоевского), так и среднего дворянства (композиторов Титовых, М. И. Глинки), а также нарождавшейся разночинной интеллигенции (А. Г. Рубинштейна, И. И. Гаврушкевича, В. А. Кологривова). Среди названных был и салон братьев П. и Н. Кукольников. Здесь можно было видеть К. П. Брюллова и М. И. Глинку, И. К. Айвазовского и И. И. Панаева, карикатуриста И. А. Степанова и композитора К. П. Вильбоа, артиста В. А. Каратыгина и других.
Н. В. Кукольник был разносторонним человеком. Окончив гимназию высших наук в Нежине, он был учителем русского языка и словесности, служил затем в Министерстве финансов, военном ведомстве. Наряду с этим он занимался литературной деятельностью — писал пьесы и стихи, романсы и повести, издавал «Художественную газету».
Однако его литературное творчество, поначалу принесшее ему известность, быстро устаревало и по форме, и по содержанию. Оно продолжало оставаться на позициях романтизма, в то время как созревал и утверждался критический реализм. Сочувствие простому человеку в ранних работах писателя (например, «Сержант Иванов») повлекло за собой строгое предупреждение шефа полиции Бенкендорфа. Последнее толкнуло Кукольника на создание произведений верноподданнического характера, отмеченных ура-патриотическим содержанием, воинствующим монархизмом, за что он подвергался уничтожающей критике передовой общественной мысли России, в частности В. Г. Белинского, Н. А. Полевого и других.
В жизни Кукольника немалую роль играла музыка. Он сочинял ее к постановкам своих пьес, мог часами импровизировать за фортепиано. Его привлекала творческая жизнь музыкантов, окружавшая их артистическая среда, художественная атмосфера, сам процесс творчества. Например, повесть «Максим Созонтович Березовский» написана так достоверно, что известный исследователь русской музыки Н. Ф. Финдейзен за неимением других материалов пользовался повестью в качестве одного из важных источников.
Композиторские опыты несомненно повлияли на музыкальность стихов Кукольника, что сделало их привлекательными для целого ряда русских композиторов (H. A. Титов, A. E. Варламов, П. П. Булахов, В. M. Кажинский, А. В. Щербачев и другие).
Современники оставили о Кукольнике довольно противоречивые мнения. А. С. Пушкин, например, невысоко ценил его литературный дар, однако считал его хорошим музыкантом. Глинка же, поправляя любительские музыкальные опыты Кукольника, нередко обращался к нему именно за литературной помощью. Благодаря тонкому и точному ощущению писателем ритма, его изобразительности, умению «приладить» текст к художественным задачам композитора, он стал полезным сотрудником в работе Глинки.
На стихи Кукольника сочинены не только «Сомнение», но и цикл из двенадцати романсов композитора «Прощание с Петербургом». Кроме того, Кукольник помогал великому композитору в создании оперы «Иван Сусанин» (текст сцены Вани у ворот монастыря из четвертого действия).
Салон братьев Кукольников, литературное творчество Нестора Васильевича, его дружеские и творческие связи — одна из примечательных страниц истории отечественной музыкальной культуры.
В. Матвеева
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ