5-го сентября исполняется 250 лет со дня рождения немецкого живописца, графика, пейзажиста, одного из ключевых европейских художников XIX века Каспара Давида Фридриха (1774-1840). К этой дате публикуем очерк и работах и творчестве художника.
Эпоха романтизма в немецкой культуре получила наиболее яркое и характерное выражение в музыке и литературе, заметно повлиявших на развитие этих видов искусств в соседних странах. В сфере изобразительного искусства романтизм в Германии имел более узкие национальные рамки. Один из выдающихся представителей романтизма в немецкой живописи был Каспар Давид Фридрих. Его творчество, да и сама история его жизни чрезвычайно характерны для истории романтизма.
После первых уроков у малоизвестного художника Кисторпа Фридрих прошел курс обучения в Дании, в Копенгагенской Академии художеств. Потом он постоянно жил в Дрездене, время от времени навещая свой родной Грейс-валд в Померании, посещая остров Рюген в Балтийском море или совершая недолгие поездки по Южной Германии и по Чехии. Пейзажи, проникнутые глубоким и непосредственным в своей основе личным чувством, и стали главным в его творчестве. В 1812—1813 годах он исполнил несколько композиций, связанных с героическими легендами прошлого («Могила Арминия», 1813 и др.). Они были своего рода откликом на события антинаполеоновской войны. В 1822 году Фридрих написал эффектную по композиции картину «Гибель «Надежды» во льдах». Но, как правило, его пейзажи представляют собой как бы дневник его размышлений во время путешествий по местам, хорошо ему знакомым и любимым. Свою личную программу в искусстве художник определил в одном из писем следующим образом: «Если ты хочешь обречь себя искусству, чувствуешь к нему призвание, хочешь посвятить ему свою жизнь — о, тогда внимательно прислушайся к своему внутреннему голосу, ибо это и есть голос искусства». Уже написанный им в 1808 году алтарный образ «Крест на горах» вызвал бурю споров. Место действия традиционного сюжета художник перенес в Германию и изобразил распятие на фоне кроваво-красного неба и панорамы поросших лесом скалистых гор. Такая вольность в обращении с темой казалась иным ревнителям классической живописи вызывающим опрощением и вульгаризацией.
В пейзажах Фридриха всегда есть кроме внешней сюжетной канвы и более глубокий внутренний смысл. Художник обращается к фантазии зрителя, стремится побудить его задуматься о серьезных проблемах. Иногда пластические аллегории Фридриха уж слишком очевидны, литературно назойливы, претенциозны. Но обычно — это искренние лирические раздумья о жизни. В этом плане очень показательна одна из самых популярных его картин «Женщина у окна» (1818). Художник изображает женскую фигуру, стоящую у приоткрытого окна. Главным «героем» становится уходящий в бесконечную даль пейзаж. У зрителя рождается ощущение поэтичности, чистоты мечты, стремящейся к красоте и добру.
Светлое, эллегическое настроение и в композиции «Луга под Грейсвальдом» (1820—1830). Но чаще и пейзажах Фридриха господствуют иные чувства.
В них есть щемящая грусть, меланхоличность. Можно отметить излюбленные композиционные приемы мастера: очень часто он помещает в пейзаже небольшие человеческие фигуры, которые видны со спины. Зритель как бы глазами этих персонажей смотрит на окружающее — будь то суровые берега Балтики или величественные горы юга Германии.
Природа всегда в таком сопоставлении обретает грандиозный масштаб. Человек чувствует себя наедине с огромным миром. Он не страшится его огромности, преклоняется перед его мощью и красотой. В неспешном созерцании мира природы художник хочет ощутить свое полное слияние с ней, найти гармонию. И при этом, как правило, картины Фридриха не производят впечатления надуманных построений. Привлекает и точность, ясность художественного языка. Жесткая определенность рисунка умело сочетается с выразительностью колористического решения («Двое, созерцающие луну», 1819—1820).
Картины Фридриха пользовались определенным успехом. Как признание достижений художника расценивали избрание его в члены Берлинской Академии художеств (1810), а потом и Дрезденской Академии художеств (1816). Но затем в немецком изобразительном искусстве все более стали преобладать тенденции классицистического порядка, «идеалистическая живопись». В 1824 году Фридриха пригласили руководить классом пейзажной живописи в Дрезденской Академии. Но его противники добились того, что Фридриха не допустили к преподаванию. Последние годы художник жил очень замкнуто, уединенно и был фактически забыт. Только в начале XX века имя Фридриха снова заняло достойное место в истории немецкого искусства. Много работ мастера имеется и в советских музеях, особенно в Эрмитаже («Восход луны над морем», 1821, «Исполинские горы», 1835 и др).
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ