3-го сентября исполняется 290 лет со дня рождения английского художника 18-го столетия, пейзажиста и портретиста Джозефа Райта из Дерби (1734-1797). К этой дате публикуем очерк о художнике.
Английский романтический пейзаж — явление своеобразное и очень цельное. Его расцвет приходится на первую треть XIX века, но предыстория уходит в XVIII столетие и связана с именами Р. Уилсона, Дж. Морленда и Дж. Райта. Каждый из этих художников по-разному воспринимал природу и трактовал ее в своих произведениях. Но их объединяют глубина чувства, живость наблюдения, яркость фантазии и любовь к таинственным, фантастическим мотивам и сюжетам. Деятельность этих художников не исчерпывается только пейзажным жанром, в отличие от чистых пейзажистов начала XIX века — Джона Констебля и Уильяма Тёрнера. Джозеф Райт, например, писал портреты, жанровые сцены, картины на литературные сюжеты.
Джозеф Райт родился в Дерби (отсюда его прозвище — Райт из Дерби). Он учился портретной живописи у Т. Хедсона в Лондоне в 1751 —1753 и 1756—1757 годах. Последний год был уже скорее не учебой, а сотрудничеством. По возвращении в родные края Райт получил известность в основном как портретист. Дальнейшая его биография складывалась следующим образом. В 1773—1775 годах художник живет в Италии. Здесь он пишет пейзажи с причудливыми эффектами солнечного и лунного освещения. Два года, с 1775 по 1777-й, он проводит в английском городе Бате, а затем окончательно поселяется на своей родине в Дерби. Его творческая деятельность тоже делится на несколько периодов в соответствии с жизненными событиями. Первый период ученичества — 50-е годы XVIII века. Второй начинается в 60-е годы и длится вплоть до поездки в Италию. И третий, последний, связан с жизнью в Англии.
Как уже говорилось, раннее творчество Райта проходит под знаком развития портретного жанра. Как раз в это время английский портрет занимает господствующее положение в европейской живописи. В этой области царят такие величины, как Рейнольдс и Гейнсборо, выражающие своим творчеством два полюса английского искусства — академический и романтический. Райт как бы работает за их спиной, вполне осознавая свое «ученичество». Он не стремится затмить их своей славой, а лишь подражает им, склоняясь скорее к гейнсборовской линии. Джозефа Райта тоже интересуют индивидуальность изображенной им модели, душевные движения, трепетные проявления жизни.
В 60-е годы наступает время творческой зрелости. Интересы Райта распространяются в нескольких направлениях. Портрет уже не столь важен для художника: его увлекают пейзаж и бытовой жанр. И в той и в другой области Райта интересует передача световых эффектов; средствами освещения он создает романтическую атмосферу. Контрасты света и тени, возможность расстановки различных акцентов, ореол таинственности наконец — все это роднит произведения Райта с утрехтскими караваджистами, в частности с Хонтхорстом, влияние которого на английского мастера несомненно. Вот какими интересными путями достижения караваджизма напоминали о себе и спустя столетие!
Райт столь блестяще владел приемами передачи светотеневых эффектов, что прослыл у современников непревзойденным мастером в этой области. Один из них писал в 1772 году: «Мистер Райт из Дерби — наиболее знаменитый из живущих художников, владеющих приемами изображения искусственного света (на языке подлинника—«света свечи»). Он так любит живопись, что работает с рассвета и до темноты, а палитру готовит тогда, когда уже недостаточно света для работы. Это и есть настоящая и единственная любовь к искусству, способная породить художника».
Жанровые картины Дж. Райта имеют два аспекта, наиболее характерных для искусства того времени: с одной стороны, светотень со всей ее романтической проблематикой; с другой — интерес художника, характерный для всего его поколения, к достижениям передовой науки. Следуя ему, Райт создает уникальные в своем роде картины: «Ученый, читающий лекцию о планетарной системе» (ок. 1763—1765, Художественная галерея, Дерби), «Опыт с птицей и воздушным насосом» (1768, галерея Тейт, Лондон) и другие. Все эти полотна свидетельствуют и о научных познаниях художника. То, с каким мастерством он изображает новейшие научные эксперименты, говорит не только о высоком профессионализме, но и о глубокой заинтересованности происходящим.
Для зрелого творчества Райта вообще характерно демократическое видение мира. Сюжетом своих жанров он часто выбирает события или явления, казалось бы, совсем низменные, далекие от «высокого» предназначения искусства. С большой тщательностью и во всех подробностях он изображает работу кузнеца над раскаленным металлом («Кузница», 1773, Гос. Эрмитаж). Недаром художник был знаком с одним из многочисленных английских изобретателей того времени Аркрайтом, который как раз занимался проблемами обработки железа. Правда, свой откровенный естественнонаучный интерес мастер как бы прикрывает романтической формой: действие картины происходит ночью на фоне освещенного ярким лунным светом мрачного неба. Технический прогресс соседствует здесь с романтическими настроениями. И если мы отвлечемся от сюжетов Райта, особенно в случае с опытами, то можно сказать, что образный строй картин художника тяготеет по своей сути к искусству прошлого. Вспоминаются не только пейзажи Адама Эльсхеймера, но и голландское искусство предшествующего столетия, драматизм Рейсдаля, философичность Я. ван Гойена, светоносность рембрандтовских полотен.
Ведь в своих пейзажах Райт был, так же как и многие голландцы, с одной стороны, подражателем природы, скупым реалистом, а с другой — поэтически настроенным философом, умеющим видеть суть натуры. Однако Райт еще воспринимает и изображает природу такой, какая она есть. Романтизм еще не настолько довлеет над его индивидуальностью, чтобы заставить преобразить окружающую его объективную действительность в субъективную фантазию. Все же он тяготеет к необычным сюжетам. С вниманием настоящего естествоиспытателя Райт наблюдает и изображает различные феномены природы. Таково его «Извержение Везувия», хранящееся в ГМИИ (1778—1779). Мастера прежде всего интересуют особенности освещения, сочетание лунного сияния со свечением вулкана. Те же задачи он ставит перед собой в парной к этому пейзажу картине «Иллюминация замка св. Ангела в Риме» (1778—1779, Гос. Эрмитаж).
В поздний период творчества произведения Райта приобретают оттенок некоторой холодности, а колорит высветляется, в нем начинают преобладать серебристые блестящие тона. Однако Райт до самого конца стремится сохранить эмоционально-поэтическое начало в своих картинах. Это характеризует его как последовательного представителя раннего романтизма.
А. САРАБЬЯНОВ
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ