140 лет со дня рождения французского актера и режиссера Жоржа Питоева

4 сентября исполняется 140 лет со дня рождения (1884) Жоржа Питоева, французского актера, режиссера, театрального деятеля (умер в 1939 году).

 

«Картель четырех» — театральный союз Ш. Дюллена, Жуве, Г. Бати и Ж. Питоева — составил целую эпоху в жизни французского театра 1920—1930-х гг. В его исканиях слились традиции А. Антуана и К. С. Станиславского, антибуржуазный пафос с вечной проблематикой. Для Питоева время «Картеля» было апогеем жизни и творчества, но пришел он в этот союз уже зрелым художником.

Жорж Питоев родился в Тифлисе, учился в Париже, затем играл в театре В. Ф. Комиссаржевской, в Первом передвижном театре П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской; организованный им в Петербурге «Наш театр» гастролировал по России, пропагандируя классику. С 1915 г. он жил в Швейцарии, куда уехал вместе с женой, актрисой Людмилой Питоевой, затем во Франции. До конца жизни сохранил Ж. Питоев любовь к русской литературе, ставя произведения Л. Толстого, Достоевского, Чехова, Горького.

Жорж Питоев в роли Гамлета

…Гамлет был главной ролью всей жизни Питоева. На многих его героях лежала печать того же раненого ума, вопрошающего отчаяния, их мучило сознание нерешимости тех вопросов, которые Гамлет с такой исступленной мукой бросает в безмолвное небо. И все-таки однажды Питоев сказал Бразийяку: «Все вращается вокруг монолога, потому что в нем поднимается великий человеческий вопрос о смысле существования: быть или не быть. Это известно всем. Но меньше известно, что в конце пьесы, за минуту до дуэли, Гамлет разрешает дилемму. Он идет биться. .. И теперь он говорит: „Let be“». И к этому «пусть будет», в котором нет согласия принять гнусную действительность такой, как она есть, Питоев шел всю жизнь.

Это интересно:   Хроника советской театральной жизни 90 лет назад (апрель 1934 года)

Тема Гамлета — тема Питоева— тема послевоенного поколения европейской интеллигенции. Недаром молодежь так любила театр Питоева. Юноши, ставшие взрослыми в окопах, или мальчики, выросшие после войны, задавали себе те же вопросы, их также мучило сознание необходимости действия, и они так же не очень точно знали цели…

Для «Гамлета» Питоев нашел единую декорацию — на фоне черного бархатного занавеса скользили щиты стального цвета, обеспечивая мгновенные перестановки для каждой из двадцати четырех картин спектакля, образуя глубокие, просторные места действия, не загроможденные ничем лишним. Не исключено, что они были навеяны «ширмами» Гордона Крэга в спектакле МХТ 1911 года, который Питоев мог видеть, но применены были по-своему.

Из кн.: Финкельштейн Е. Картель четырех. Л., 1974.

Людмила Питоева — Офелия, Жорж Питоев — Гамлет. «Гамлет»

О спектакле «Три сестры» в постановке Ж. Питоева

…Спектакль шел в декорациях, ставших для Питоева почти традиционными. Тяжелые бархатные занавесы делили сцену на отдельные планы — разные части большого дома Прозоровых. За одним из полотнищ виднелась зала с окном, задрапированным светлой портьерой. В окно бил розоватый луч света: преломляясь в складках плотной материи, он сообщал всему окружающему удивительно мягкий и теплый колорит. В этом причудливом освещении то возникали, то как бы снова погружались во тьму старые кресла, стулья, буфет, рояль.

И в раннюю пору своей деятельности Питоев не стремился к воссозданию на сцене житейски достоверной обстановки. В оформлении ему важно было дать обобщенный художественный образ. . . Сам Питоев в этой связи рассказывал позднее: «После третьего акта один из моих друзей попросил меня позволить ему с помощью нашей декорации воссоздать подобную комнату. Я ответил: «Всмотритесь хорошенько, здесь нет ни декорации, ни комнаты. Только отдельные мазки, чтобы нарисовать всю картину. .. Комната эта — меньше всего комната трех сестер. Это образ всех комнат всех русских трех сестер, увековеченных писателем».

Иными словами, даже в зрительном образе своего первого сценического варианта «Трех сестер» Питоев хотел передать всеобщность трагедии, переживаемой чеховскими героинями. Но трагедии, порожденной конкретными условиями жизни. В судьбе трех сестер Питоев

Это интересно:   215 лет французскому художнику-карикатуристу Оноре Домье

видел судьбу многих образованных, талантливых женщин России, погребенных в затхлой атмосфере русской дореволюционной провинции. Подобное решение пьес Чехова лежало в русле русской традиции…

Из кн.: Гительман Л. Русская классика на французской сцене. Л., 1978.

Лит.: Дюллен Ш. Воспоминания и заметки актера. М., 1958.

Театральный календарь на 1984 год. Л., 1983. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ