30-го июля исполняется 350 лет со дня смерти чешского живописца эпохи барокко Карела Шкреты (1610-1674). К этой дате публикуем очерк о творчестве чешского художника.
Когда в Национальной галерее в Праге знакомишься с коллекцией произведений Карела Шкреты Шотновского из Заворжниц, то поражает не только масштаб его дарования, своеобразие живописи, но и редкостная цельность его творчества, жизнелюбие.
Шкрета — один из самых значительных мастеров Центральной Европы XVII века. Он происходит из семьи, игравшей немаловажную роль в общественной и культурной жизни Богемии. В те годи, в эпоху Реформации, страну потрясали войны и восстания. В 1628 году Шкрета был вынужден бежать из Чехии в Саксонию во Фрейбург. Отсюда он и отправляется в Италию, чтобы стать художником. Пребывание в Италии произвело на него неизгладимое впечатление. Как самостоятельный мастер он сформировался под влиянием итальянской художественной культуры, которую за пять лет изучил всесторонне и основательно. Его привлекали Аннибале и Людовико Каррачи, Строцци, Фетти. Он любил картины Караваджо и прекрасно знал полотна Веронезе и Тициана. Из написанного им в Италии особенно (привлекателен портрет художника (1634—1635). Некоторые исследователи полагают, что это портрет великого французского мастера Никола Пуссена… В 1638 году Шкрета возвращается в Чехию и (поселяется в Праге. Он ведет жизнь, привычную для художника того времени, рассчитывая на заказы для различных церквей и религиозных братств, а также на портреты. Шкрета писал алтарные картины, композиции на библейские и мифологические темы для многих пражских костелов. Большинство из них заняли свое место в галереях и музеях. Уже в одном из ранних своих произведений — серии картин ‘из жизни наиболее любимого чешского святого Вацлава — он предстает как (подлинный мастер живописи («Рождение св. Вацлава», фрагмент). Это настоящий поэтический эпос о чешской истории. временами приобретающий истинно драматический характер. В этих произведениях приемы, привычные для монументальных композиций такого рода, трактуются художником чрезвычайно смело и своеобычно. Шкрета учитывает масштабность архитектуры, заботится о декоративном единстве (полотна, учитывает его роль и место ‘В ансамбле храма, соборном действии. Но не меньше его интересует и характерность сцены, ее неповторимость. Запоминаются лица его персонажей, весь нередко простой, подчеркнуто обыденный антураж действия. Для усиления эмоциональлого воздействия на зрителя он нередко вводит в картины сцены в пейзаже. Несколько статичные, но ясные, цельные композиции кажутся чрезвычайно естественными, убедительными. Приемы, характерные для эпохи торжества принципов барокко в чешском искусстве, отступают, художник хочет быть искренним и правдивым. Шкрете внутренне чужда театрализованность и экзальтация, чисто внешняя патетика. И мастерски используемая игра светотени — не эффектная декорация, а средство еще раз подчеркнуть смысловые акценты той или иной композиции, еще одна мотивировка своей трактовки сцены.
Работы Шкреты по существу открывают историю портретного жанра в чешской живописи. В его портретах мы видим не только «уроки Италии», но и знание нидерландской и испанской живописи своей эпохи. Шкрета не следует раз и навсегда заданному стандарту. В отличие от ремесленников, он ставит перед собой самые разные задачи. То это репрезентативный портрет в рост (портрет Марии Максимилиан фон Штенберг, 1665), то предельно простой, интимный портрет (портрет мужчины с длинными волосами, 1635—1645). Его портреты — галерея пражского бюргерства того времени, и поэтому, как правило, передача характера, задачи психологического плана в них превалируют над декоративностью. Среди портретов Шкреты, вероятно, самый известный — портрет гранилыцика-ювелира Дионисия Мизерони с семьей (1653). Это по сути портрет-кар-гина, написанная просто и энергично. Мизерони и его домочадцы изображены на первом плане, а на втором мы видим его ремесленников, работающих в мастерской…
Известны также многочисленные иллюстрации и рисунки Карела Шкреты, среди которых наряду с эскизами на мифологические темы есть и наброски с натуры.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ