265 лет со дня рождения шведского художника Карла Фридриха фон Бреда

16-го августа исполняется 265 лет со дня рождения шведского художника Карла Фридриха фон Бреда (1759-1818). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника. 

Творчество одного из наиболее блестящих портретистов конца XVIII — начала XIX столетия Карла Фридриха фон Бреды занимает в истории художественной культуры Швеции исключительно важное место. В его работах как бы встречаются два столетия, две исторические эпохи: изящное и кокетливое шведское придворное искусство и бурная эпоха скандинавского романтизма. Творческая индивидуальность Бреды складывается в недрах шведской культуры второй половины XVIII века. Эта эпоха отмечена окончательным сложением национальной школы и ярким расцветом всех видов изобразительного искусства, особенно живописного портрета, получившего в лице А. Рослина в этот пёриод общеевропейскую славу.

Большое значение в формировании национальной художественной школы имело открытие в 1765 году Стокгольмской Академии художеств, одним из выпускников которой был Бреда. Воспитанников Академии после ее окончания ждало увлекательное путешествие в страны Западной Европы для совершенствования профессиональных навыков в мастерских всемирно признанных живописцев. Следуя этой складывавшейся традиции, в 1787 году Бреда едет в Англию, чтобы продолжить свое обучение в студии знаменитого художника-портретиста Д. Рейнольдса.

Портрет юной дамы с золотыми рыбками, 1800

В мастерской английского мастера оттачиваются приемы живописной техники Бреды, более тонким становится чувство цвета, широкой и раскованной манера письма. К молодому художнику приходит умение привнести ноты элегической задумчивости в пейзажные мотивы репрезентативных портретов, которыми так славилась английская портретная живопись последней четверти XVIII столетия.

Портрет широкоизвестной итальянской певицы Терезы Ван-дони (1797) как бы подвел итог английскому периоду творчества мастера. Построенный на основе сложной градации разнообразных оттенков охры, как бы мерцающих глубоким темным золотом в затаенных участках полотна и ослепительно искрящихся в его освещенных зонах, портрет певицы живо напоминает об уроках знаменитого англичанина. Но вместе с тем он во многом уже отличается от более ранних английских работ Бреды, наглядно свидетельствуя о том, что развитие романтических идей в творчестве шведского мастера проходило самостоятельным путем. По сравнению с произведениями Рейнольдса с их композиционной динамикой и резкими световыми контрастами портрет Бреды характеризуется глубокой созерцательностью и почти полным отсутствием внешнего действия. В портрете итальянской певицы все дышит умиротворенностью и внутренним покоем, и лишь вихревые громады тяжелых туч, сквозь которые пробиваются лучи солнца, предвещают романтические работы Бреды последующих лет.

Это интересно:   130 лет советскому художнику-графику Виктору Дени
Тереза Вандони, итальянская певица в Королевской опере в Стокгольме. 1797

По возвращении на родину в 1797 году Бреда открывает свою мастерскую, и очень скоро его работы приобретают широкую известность в кругах шведской аристократии. Мастер получает множество заказов и увлеченно работает над их исполнением. Одной из лучших работ Бреды становится портрет отца, написанный в 1797 году. Отец художника предстает перед нами в облике загадочного романтического героя; горящие, как бы излучающие внутренний свет глаза хорошо передают состояние душевной взволнованности модели, написанной на фоне грозового неба с яркими вспышками молний. Существенно изменилась и живописная система Бреды. Если в портрете Терезы Вандони художник тщательно прописывал каждую деталь и, казалось бы, едва касался поверхности холста, оставляя на нем легкие, прозрачные мазки, сливающиеся в единую красочную поверхность, то в портрете отца стиль Бреды отличается большей порывистостью и энергичностью. Широкая и свободная манера письма, исключающая какие бы то ни было второстепенные детали, дала возможность Бреде заострить внимание на композиционном центре портрета — лице отца, смысловая значимость которого подчеркивалась сильным световым эффектом.

Портретное творчество Бреды конца XVIII — начала XIX века выдвинуло его в число ведущих портретистов Швеции и оказало большое влияние на развитие национального искусства.

Т. МИНКИНА

 

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ