7 июня исполняется 115 лет со дня рождения Джессики Тэнди (1909-1994), американской актрисы.
Зимой 1979 года театральные афиши Москвы и Ленинграда известили о гастролях американских актеров Джессики Тэнди и Хьюма Кронина. В анонсах сообщались подробности: пьеса Коуберна «Игра в карты», привезенная гастролерами, была удостоена Пулитцеровской премии; спектакль, поставленный известным режиссером театра и кино Майком Николсом, выдержал на Бродвее не одну сотню представлений, а исполнители Тэнди и Кронин получили за участие в нем премию Антуанетты Перри (Тони), своего рода театральный Оскар.
На деле все оказалось гораздо скромнее. Минимум реквизита — веранда дома для престарелых; двое действующих лиц — старожил дома Уэллер Мартин и новичок Фонсия Дорси, которые на протяжении всего спектакля играют в карты и разговаривают о прошлом, о жизни, о детях, ссорятся, ибо Фонсия все время выигрывает, мирятся, снова берутся за карты. Но исполнители этих ролей, супружеская пара Тэнди — Кронин, действительно продемонстрировали и высокий профессионализм, и культуру, и мастерство. Дуэт был музыкален по ритму, гармоничен по сочетанию красок и тонов. Хрупкая, женственная Тэнди своим лиризмом и мягкостью оттеняла нервную колючесть партнера.
Джессика Тэнди представляла на гастролях в СССР американский театр, но и английская сцена не без оснований может претендовать на эту актрису. Ведь она, англичанка по рождению, получила театральное образование в Лондоне, там же начинала свой творческий путь, несколько сезонов работала в театре «Олд Вик», «доме Шекспира», сыграв здесь Виолу и Себастьяна («Двенадцатая ночь»), Миранду («Буря»), Корделию («Король Лир»). Ее партнером и наставником был Джон Гилгуд; она играла в спектаклях, поставленных крупными английскими режиссерами Беном Тритом и Гренвилл-Баркером. Именно английская сцена приобщила молодую Джессику Тэнди к Шекспиру, к лучшим исполнительским традициям его театра. Она не стала шекспировской актрисой— американская сцена, где Тэнди выступала с 1930 года, сначала эпизодически, потом постоянно, не жаловала Шекспира своим вниманием. Пластическую культуру, тонкий вкус и безупречное чувство стиля, воспитанные на пьесах Шекспира, Тэнди принесла на американскую сцену.
Признание к актрисе пришло лишь через семнадцать лет после ее дебюта в Америке, В звезды первой величины Тэнди вывела драматургия Т. Уильямса. Сначала был «Портрет мадонны», поставленный Прониным в Лос-Анджелесе в 1946 году. Успех спектакля и особенно успех Тэнди в роли Лукреции оказался столь шумным, что в Калифорнию приехали автор пьесы и режиссер Элиа Казан, который в то время готовился к постановке новой пьесы Уильямса «Трамвай «Желание». Увидев Тэнди, драматург и режиссер были единодушны в своем мнении: именно она должна играть Бланш Дюбуа.
Премьера «Трамвая «Желание» состоялась в 1947 году в Нью-Йорке, на Бродвее. Восторженно принятый публикой и критикой, спектакль выдержал 855 представлений. Более двух лет не расставалась актриса с дорогим ей, близким образом Бланш. В ее героине, слабой и беспомощной, беззащитной, а временами жалкой и смешной, жило очарование угасшего, но поэтичного мира. В ней ощущалось внутреннее достоинство и упрямое сопротивление грубой бездуховной силе Стэнли Ковальского.
Страстная лирическая нота сочувствия актрисы своим героиням звучала и в обаятельной, нежной Раневской из «Вишневого сада» Чехова, и в необычайно привлекательной, но безвольной Гертруде из «Гамлета», и в измученной одиночеством и пустотой существования Агнес из «Шаткого равновесия» Олби. Одной из любимых ролей Тэнди была Луиза Харрингтон в пьесе Шеффера «Упражнения для фортепиано», напоминающей по фабуле и стилю «Месяц в деревне» Тургенева.
Сентиментальные «семейные» камерные комедии типа «Игры в карты» всегда составляли заметную долю в репертуаре актрисы: американский театр диктует свои жестокие законы и звездам первой величины. Но Тэнди, как только представлялась возможность, стремилась вырваться из плена коммерческой сцены. Она принимала участие в американских шекспировских фестивалях, во внебродвейских постановках, работала в региональных театрах, располагающих постоянной труппой. Супруги Кронины вместе с режиссером Т. Гатри создали театр в Миннеаполисе.
В. Миронова
Театральный календарь на 1984 год. Л., 1983.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ