7 июня —175 лет со дня рождения (1849) Эммануэля Райхера, немецкого актера (умер в 1924 году).
В 1887 году на сцене небольшого берлинского Резиденц-театра состоялось необычное представление: спектакль «Привидения» давался только один раз и только для специально приглашенной публики, в числе которой находился автор нежелательной пьесы, знаменитый норвежец Генрик Ибсен.
Среди актеров, игравших с редкостным энтузиазмом, выделялся Эммануэль Райхер. Созданный им образ пастора Мандерса, ошеломляющая правдивость его сценического поведения, в котором пластическая завершенность сочеталась с необычайной свободой, — все это привлекло зрителей к Райхеру, заставило заговорить об актере, до той поры мало известном и появившемся в Берлине сравнительно недавно.
Выходец из Галиции, Райхер начал играть в Польше; путь в Германию был проложен через Венгрию и Австрию, а в Берлин — через Мюнхен и Гамбург. Немецкий язык, лишенный в райхеровском произношении какого-либо диалектального налета, не был родным его языком, но со временем сделался ему самым близким. Райхер его изучал усердно и страстно, проникался им, как новой, желанной стихией, способной обновить и обогатить все его актерское существо. Это придавало игре Райхера дополнительную свежесть, отличавшую актера от многих даже прославленных исполнителей, среди которых были Оскар Зауэр и Рудольф Риттнер.
Постановка «Привидений» была воспринята чуткими современниками как крупнейшее достижение немецкой сцены. «Сегодня здесь началась новая эра истории театра!» — писал после спектакля Отто Брам.
В 1894 году Брам приглашает Райхера в Немецкий театр. Здесь в борьбе против всяческой рутины утверждаются принципы сценического натурализма, и Эммануэль Райхер завоевывает славу крупнейшего актера нового направления.
Он призывает актеров не заботиться «о грациозности движений», отказаться от эффектных сцен, «отучиться от пафоса» и быть на сцене «просто людьми». Герои Райхера многочисленны и многообразны. Рядом с живым мертвецом пастором Мандерсом — другой ибсеновский пастор, Росмер («Росмерсхольм»), одинокий и трагический «вестник свободы». Раздвоенность Росмера, не избавленного от постылого груза прошлого, есть его рок — Райхер замечательно передавал эту рассудочно трагическую, чисто ибсеновскую тему, создавая в спектакле своеобразный символ душевного обновления, добытого дорогой ценой.
Самые значительные герои Райхера — страдальцы, постоянно искушаемые злом, но стремящиеся к гармонии и правде. Таким был у актера ибсеновский строитель Сольнес, живший ощущением громадной новизны близящегося, но пока еще недоступного будущего. Ибсеновское «моральное беспокойство» было для немецкого актера высшим стимулом к творчеству; его воля к новому и чувство современности порождали образы одновременно конкретные и символические.
Райхер был художником интеллектуальным, склонным к теоретизированию, быстро схватывал и усваивал многие, роившиеся вокруг теории, никогда не отдаваясь им целиком. Его привлекала духовная сторона бытия, всяческая духовность, пусть даже угасшая, истлевшая в «жизни гибельном пожаре» (Блок), не случайно он замечательно сыграл роль актера в горьковском «На дне».
С 1902 года в репертуаре актера появляются пьесы Стриндберга, Ведекинда, Уайльда. Райхер, прославившийся как один из основоположников немецкого сценического натурализма, предстает актером антинатуралистического театра. В его игре появляется сгущенная до символа условность. Но и в этих пьесах Райхер остается актером, живущим на сцене напряженной внутренней жизнью; как и прежде, он поглощен духовной драмой личности.
Райхер великолепно ощущал стиль различных драматургов и разных эпох. Характерно, что он был одним из немногих актеров своего времени, которые с успехом играли не только в современном репертуаре, но и в классической трагедии. Роль Геслера в знаменитой постановке Герхардом Гауптманом шиллеровско-го «Вильгельма Телля» была одним из ярких достижений Райхера. Собственно, актер этот принадлежал не только породившей его эпохе, и потому его нервный, чуткий талант произвел неотразимое впечатление на многих его современников — в их числе Г. Гауптман, молодой Т. Манн — и оказал значительное влияние на развитие немецкого актерского искусства.
Б. Тулинцев
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ