7 июня — 225 лет со дня рождения (1799) Анри Монье, французского актера, драматурга и художника (умер в 1877 году).
Природа щедро одарила этого человека. Анри Монье был художником, журналистом, актером, драматургом. Подобно своим великим современникам и соотечественникам О. Бальзаку и О. Домье, Анри Монье создавал «Человеческую комедию»: во всех его произведениях и театральных работах отразилось критическое отношение к действительности и к человеку.
Жизнь Анри Монье пришлась на знаменательное для французской истории время. Он родился в эпоху провозглашения империи Наполеона, на склоне лет был свидетелем Парижской коммуны. Шестнадцати лет Монье оставляет лицей, потому что интерес к искусству оказался сильнее предрассудков среднебуржуазной семьи. В мастерских художников Жироде и Гро он получает первые уроки рисования. Однако академизм этих художников не вызывает в нем никакого энтузиазма; зато он перенимает у своих учителей прекрасное знание анатомии и основы рисунка. Это пригодилось ему позднее, когда он стал мастером карикатуры.
В двадцатые годы Монье становится сотрудником оппозиционных сатирических журналов «Карикатура» и «Шаривари», работает вместе с блестящими графиками своего времени, среди которых Домье и Гаварни. Вслед за Бальзаком Монье разрабатывает жанр «физиологических очерков», затем появляются серии рисунков, для которых Монье сам придумывает злободневные тексты. Жанровые карикатуры объединяются в серии: «Административные нравы», «Развлечения», «Театральная галерея» и др. В них чиновники, парижские гризетки, модники, буржуа и богема обнаруживают комичные тайны своей жизни. Монье далек от беспощадности Домье. Он снисходителен к ближнему; критика быта и нравов французского общества сочетается у него с привязанностью к этому быту. Как замечают исследователи, персонажи Монье — отчасти второе «я» художника, к которому он относится с иронией.
Театр — постоянная привязанность Монье-художника. В акварелях и рисунках Монье изображает актеров — преимущественно второстепенных, имена которых давно забыты, в ролях и в жизни, придумывает комические парафразы на темы известных пьес, делает эскизы костюмов. Театральный мир увиден Монье изнутри, и взгляд его полон сочувствия и иронического разоблачения одновременно.
Театр — великое кривое зеркало, считал художник. Анри Монье доказал это на практике, выступая в качестве актера. Его дебют состоялся 5 июля 1831 года в театре «Водевиль». Шла «Импровизированная семья», пьеса, скомпонованная на основе «Народных сцен» самого Монье. В спектакле дебютант сыграл сразу четыре роли — политического мошенника, старой привратницы, месье Прюдома и торговца быками. Легко трансформируясь, Монье играл совершенно серьезно, заставляя смеяться зрителей. Успех был огромный, Монье вызывали дважды — как автора и как исполнителя. Спектакль продержался полгода — по тем временам срок немалый. Критика, публика единодушно восхищались игрой Монье и с удивлением отмечали, что он не придерживается сценических традиций и ни на кого не похож. «Он играет, как рисует, это живой рисунок», — говорили современники. Начинающий актер строил свое исполнение на знании типажа, утрировке и юморе. Он играл персонажей своих живописных и графических работ, тех же самодовольных буржуа, и хотя зрители мгновенно «узнавали» их, это была не калька, а, как писал Т. Готье, «творчество».
Театральная карьера Монье продолжалась не так блестяще, как началась. Испытывая материальные затруднения, Анри Монье вместе с женой, тоже актрисой, гастролирует по провинциальным городам. Они разыгрывают небольшие жанровые сценки, комедии, написанные А. Монье.
Водевили, комические миниатюры Монье появлялись и на сценах Парижа, пользовались успехом. Несколько раз издавались сборники его сатирических пьес под названием «Народные сцены» и «Новые народные сцены». Монье-драматург продолжает главную для всего его творчества тему — сатирическое разоблачение нравов буржуазного мещанства эпохи июльской революции и Реставрации.
Главный герой многих произведений Монье Жозеф Прюдом, учитель чистописания, вдохновил художника на целую комическую энциклопедию нравов —от наброска пьесы «Величие и падение Жозефа Прюдома» до двух томов мемуаров этого вымышленного персонажа. Месье Прюдом, описанный, нарисованный и сыгранный Анри Монье, стал нарицательным типом французского искусства, таким, как Робер Макэр, герой «Карикатюраны» О. Домье, или аптекарь Омэ из романа Г. Флобера «Мадам Бовари». Месье Прюдом излучает довольство жизнью. Для него не существует никаких проблем, он добродушно весел, сыплет банальностями и раскатисто смеется.
Замечательная особенность всего творчества Анри Монье состояла в том, что одно искусство в нем как бы дополняло и раскрывало другое; художник, литератор и актер — разные лики одного таланта. Анри Монье сделал свой портрет в роли Жозефа Прюдома — полный, средних лет человек, с хохолком волос и очками на кончике носа.
Одновременно это и сам художник, и его герой. Сквозь иллюзорность, шутовство такой двойственности проступает самоирония, корни которой в народном духе, в богатейших традициях сатирического искусства Франции.
Е. Горфункель
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ