Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ПИСЬМА К В.К. МОНЮКОВУ… Читать ранее
Читать далее… ДНИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДСКОМ ТЕАТРЕ
Московский режиссер для Саарбрюккена
(гастроли)
Взгляд на российские театральные дни: гастроли Виктора Карловича Монюкова — репортаж Шарлотты Мейсс
Сегодня относительно легко посетить в Москве человека при условии, что вы немного говорите по-русски и имеете при себе карту города. Оба эти пункта меня не касались, и пришлось однажды свежим осенним утром разыгрывать пантомиму с юным милиционером ГАИ, с по-детски красным носом, прямо на улице Горького.
Я искала Московский Художественный театр, а точнее: Академический Художественный театр имени Горького. Зачем? Один из его сотрудников, Виктор Карлович Монюков, должен ставить советскую пьесу, которая стоит в зимнем репертуаре запланированных дней русского театра в городе Саарбрюккен (Германия).
В Москве даже милиция одержима театром (30 000 зрителей заполняют каждый вечер более 30 московских театров). Благодаря этому я быстро нашла Художественный театр. Основан он был в 1898 году легендарным Станиславским. Передаваемые из рук в руки, сопровождаемые готовыми помочь служащими в соседнее актерское училище, которое было принято в состав театра, ставшего всемирно известным благодаря пьесам Чехова, мы в конце концов получили заверение от одного из секретарей, что «господин Монюков будет завтра вечером с 19.00».
Правда, предварительная договоренность стоила нам балетного спектакля, но встреча с одним из известных театральных деятелей Москвы с лихвой компенсировала эту потерю. В скромном кабинете старого здания стиля модерн, на приличном немецком языке, перемежая удивление с обаянием, гостей из Саарбрюккена встретил Виктор Монюков.
Да, он будет ставить спектакль в Саарбрюккене этой зимой, но о подробностях еще не уведомлен. Он рассчитывает потратить на инсценировку сорок пять дней; охотнее всего взял бы пьесу Арбузова «Мой бедный Марат»; пьеса Маяковского «Баня», о которой тоже шла речь, импонирует ему меньше. Для его рабочего плана больше подошли бы месяцы январь-февраль, чем февраль-март, мимоходом уточнил он.
Уже двадцать лет Виктор Монюков преподает в Школе-студии Художественного театра. В ней два факультета: актерский и постановочный. На каждом учатся примерно по сто человек. Диапазон шко¬ы велик — ученики приезжают изо всех уголков Советского Союза. А когда их обучение в прославленном институте заканчивается, не хотят ли они остаться в Москве? Нет, многие бы уехали обратно в провинцию, но большинство из них притягивает кино. С извиняющейся улыбкой и снисходительным жестом Виктор Монюков подтверждает магическую силу этой музы и в его стране.
Вообще-то Монюков уже два раза работал в Федеративной Республике Германии: один раз — в школе Фольгванг в Эссене, а в июне 1966 в Вестфальской театральной школе в Бохуме он читал курс о методике великого режиссера Константина Станиславского, духовным наследником которого его считают.
Для того чтобы задавать вопросы о стилях, нам не хватало языковых возможностей, к тому же они являются вопросами политики в Советском Союзе в настоящее время. Посетители театра в Саарбрюккене смогут составить собственное мнение, когда этот знаменитый московский театральный деятель покажет свою постановку, для которой он, конечно же, надеется на хороших, готовых к любым испытаниям актеров.
На прощание Виктор Монюков доверил нам очень важное для него дело: понятно, что для постановки ему нужна хорошая переводчица, специалист в своем деле. В Бохуме и Эссене для него переводила родившаяся в России актриса Рита Граун, и было бы большим успокоением, если бы и Саарбрюккен смог пригласить эту опытную даму.
И последнее: как он собирается добраться из Франкфурта в Саарбрюккен? Это будет самым коротким отрезком пути, но так далеко на запад Монюков еще не заезжал. Гостеприимство Саарланда должно начаться уже в аэропорту Рейн-Майн.
«Saarbrücker Zeitung», 12 ноября 1967г.
ПИСЬМА К В.К. МОНЮКОВУ… Читать ранее
Читать далее… ДНИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДСКОМ ТЕАТРЕ
Из книги:
НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.
Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Карловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.
Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.
Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.
Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ