8-го июня исполняется 300 лет со дня рождения австрийского живописца 18-го столетия Франца Антона Маульберча (1724-1796). Творчеству и работам австрийского художника посвящен настоящий очерк.
Работы Франца Антона Маульберча находятся в Австрии, Германии, Венгрии, Чехословакии. Искусствоведы всех этих стран относят творчество его к числу самых значительных явлений художественной жизни Средней Европы в XVIII столетии. По общему признанию, он был одним из наиболее интересных декоративных живописцев этого времени.
Его произведения служат примером понимания задач монументально-декоративного искусства в ту эпоху.
Маульберч был родом из Германии. Он родился в маленьком местечке Лангенарген в земле Вюртемберг. Как художник он сформировался в Вене, городе репрезентативных дворцов и пышных монументальных ансамблей. Семнадцатилетний юноша начал учиться в Венской Академии художеств, где пробыл девять лет. Сюда же в 1770 году он вернулся в качестве профессора уже будучи зрелым, многоопытным художником. Система преподавания в Венской Академии художеств мало чем отличалась от программ всех академий той поры, взявших за образцы опыт Болонской школы, канонизировавшей достижения Высокого Возрождения.
Маульберч прекрасно усвоил классические схемы, но ему больше по душе пришлось творчество великого Рембрандта, его поразительная «партитура» света и тени, праздничная торжественность живописи, станковой и фресковой, художников Венеции, особенно ценил он произведения Тьеполо.
Человек, который захотел бы последовательно осмотреть монументально-декоративные работы Маульберча, получил бы всестороннее представление об архитектуре барокко в Средней Европе, о понимании синтеза искусств зодчими и художниками во второй половине XVIII века. В Вене и в небольших городках и поселениях Нижней Австрии сохранилось наибольшее число работ мастера. Одна из ранних (1752—1753) и в то же время наиболее ценных в художественном отношении и привлекательных — фрески в венской церкви пьяристов, соединяющие ясность, благородную уравновешенность композиции с эмоциональностью, красотой и звучностью колорита. В фресках в церкви в Хейлиген-крейц-Гутенбрунне (1757—1758), в фресках для венского университета (1756—1759) и Хофбурга (1772) несколько иные акценты. Внутренняя сдержанность явственно уступает место эффектным динамическим композициям.
Фрески в покоях дворца Марии Терезии и в придворной капелле в Инсбруке (1775—1776) — великолепный пример монументально-декоративной живописи эпохи. Они написаны поразительно свободно, широко, легко, будто мастер имел дело не с огромной плоскостью стены, а с небольшой акварелью. В работах Маульберча мы видим эффектные «прорывы» пространства, стремительное, легкое движение, необычайно сложные ракурсы и позы фигур. Он любит создавать впечатление бездонности неба и сияния синевы, любит яркий свет. При том, что, как известно, большинство библейских и мифологических сюжетов носят характер драматический, композиции художника лучезарны, оставляют впечатление изящное и радостное. Эта тяга к иллюзионистическим эффектам, явное и сознательное предпочтение задач декоративного порядка, стремление достичь декоративного эффекта во что бы то ни стало — тесно связаны с самой направленностью архитектуры барокко, с ее программной театрализацией, когда верующий в храме рассматривается как участник богатого и впечатляющего театрализованного представления («Апофеоз св. Игнатия»).
Из работ Маульберча на территории нынешней Чехословакии можно отметить великолепный плафон в церкви святой Троицы в Братиславе, где художнику удалось путем эффектных светотеневых контрастов добиться поразительной легкости, «невесомости» огромной композиции, и замечательно отвечающие декоративному характеру интерьера росписи в библиотеке монастыря в Страхове (1794), исполненные с большим изяществом. В страховских фресках по сравнению с работами 1760-х—1770-х годов отмечаешь редкостную пластическую ясность, попытку внести определенный рациональный расчет в игру эффектов.
Пожалуй, наибольшее количество работ Маульберча поры его творческой зрелости находится в Венгрии, особенно в ее западных районах н в городках окаю озера Балатон. Это поражающие смелой фантазией композиции в Шюмече (1758), фрески в Дьере (1772—1781) с изображением венгерских святынь, росписи в епископском дворце в Сомбатхее (1783) в лицее в Эгере (1792— 1793) и другие. Но при всех очевидных достоинствах произведений Маульберча и незаурядности его дарования, это акцентирование задач декоративного плана нередко приводит к тому, что фрески воспринимаются как насыщенная декламация, не скрывающая внутренней пустоты.
Маульберч занимался много и станковой живописью. Но существенной разницы в понимании целей здесь не найдешь. Видимо, декоративность была главной чертой его таланта. Известен Мауль-берч и как рисовальщик и мастер офорта.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ