8-го мая исполняется 215 лет со дня смерти французского скульптора, крупнейшего мастера монументально-декоративной и портретной скульптуры классицизма второй половины 18-го столетия Огюстена Пажу (1730-1809). К этой дате публикуем очерк о творчестве французского скульптора.
Огюстен Пажу родился в Париже в семье скульптора-орнаменталиста Мартена Пажу. Мать Огюстена была дочерью Е. Питиона—ныне забытого парижского скульптора, а крестным отцом мальчика был Огюстен Гренье — также скульптор. Подобное окружение и рано проявившаяся склонность к скульптуре заранее исключали необходимость выбора будущей профессии. Хозяин мастерской, где работал отец Пажу, заинтересовался способностями мальчика и в четырнадцатилетием возрасте определил его в ателье Жана-Батиста Лемуана — одаренного скульптора, работавшего в стиле рококо, и талантливого педагога, умевшего как никто другой, выявлять способности своих учеников. Через четыре года Огюстен Пажу был принят в королевскую школу избранных учеников, руководимую в те годы живописцем Карлом Ванлоо. Пажу окончил школу в 1751 году с правом поездки на четыре года в Италию для изучения величайших произведений искусства прошлых веков. В Риме Пажу был деятельно занят копированием памятников, отдавая предпочтение античности. В нем неожиданно проявились яркие способности рисовальщика. Директор Французской Академии художеств в Риме, Натуар, посылая регулярные отчеты о работе пенсионеров, писал М. де Мариньи: «Посылаю Вам несколько рисунков Пажу, сделайте одолжение посмотреть их, мне кажется, что он делает успехи в этой области, не совсем обычной для скульптора».
Возвращение молодого скульптора в Париж было принято весьма благосклонно. Одна из первых скульптур, выполненная Пажу дома,— бронзовый бюст его учителя Лемуана. В этом произведении сказался результат итальянских штудий античной скульптуры. Несмотря на то что Пажу сумел точно передать хорошо знакомые ему черты своего первого наставника, от скульптурного бюста тем не менее веет духом возвышенной античности: фигура обнажена, голова дана в резком повороте, решительный взгляд, откинутые с большого лба волосы… при всей характерности модели, образ несколько холоден и отчужден. Вначале Пажу зарабатывал на жизнь, декорируя церкви и выполняя заказы на надгробные стелы. Через четыре года после возвращения из Италии он получает звание академика за выставленную на одном из Салонов мраморную композицию «Плутон с Цербером», находящуюся сейчас в Лувре. Тщательно моделированное обнаженное тело Плутона изображено в энергичном развороте, нога заложена за ногу, голова решительно повернута в сторону, в руках он держит массивную цепь, на которой извиваются собачьи головы Цербера. В этой скульптуре, так же как и в бюсте Лемуана, легко обнаружить следы влияния античного прототипа. Пажу был одним из первых приверженцев французского классицизма, получившего позднее название «стиль Людовика XVI».
С 1768 года и до конца жизни Пажу занят выполнением огромного количества официальных заказов. В течение двух лет он работает по украшению Версальской оперы, которую король строил по случаю свадьбы наследника и Марии-Антуанетты. Пажу декорировал церковь Сан-Луи в Версале, работал в Пале-Рояль, Инвалидном доме, парижском’Дворце правосудия, в орлеанской церкви Санте-Круа, в Шато Бельвью и многих других. Кроме того, он был исполнителем большей части цикла «Знаменитые люди Франции». Статуи Бюффона, Декарта, Боссюэ, Паскаля, Тюренна выполнены Пажу. Во второй половине XVIII века во французской скульптуре бытовало несколько вариантов изображения человеческой фигуры: в современном костюме, в виде обнаженного древнего мыслителя и в виде древнего мыслителя в тоге. Пажу, исполняя скульптуры цикла, воспользовался всеми названными вариантами. Его статуя ученого-естествоиспытателя Бюффона несколько холодна, отвлеченна, перегружена аксессуарами. Более удачен луврский портрет этого же ученого в современном костюме с излюбленным Пажу решительным поворотом головы и замечательно проработанным рисунком тонких кружев на воротнике рубашки. Склонность к тщательной и искусной обработке складок, локонов, кружев и прочих деталей является одной из отличительных черт стиля Пажу.
Помимо официальных заказов и многочисленных бюстов Людовика XVI, выполнением которых постоянно был занят скульптор, Пажу пользовался большим успехом в придворных кругах. Его дар видеть индивидуальность модели, ее характерные особенности стяжали ему славу одного из лучших скульптурных портретистов своего времени и обеспечили постоянный приток частных заказов. Пажу идеализировал свои модели, но не льстил им. Так, в портрете Людовика XVI он без всякого лицемерия передал капризный характер короля, его маленькие глазки, толстый нос и мясистый подбородок. Однако в большинстве произведений скульптора присутствует античный прототип, в том числе в его позднем портрете архитектора де Вайи, с которым Пажу связывала дружба еще со времен совместного пребывания в Италии. Пажу изобразил его чуть ли не в виде сатира, а портрет мадам де Вайи — жены архитектора, похож на портрет какой-нибудь знатной римлянки. В течение ряда лет Пажу был «штатным» скульптором графини Дюбарри — бывшей модистки, в дальнейшем фаворитки Людовика XV, жившей пышно и роскошно. За четыре года, с 1770 по 1774, Пажу исполнил пять бюстов графини Дюбарри. Лучшим среди этой серии портретов можно считать мраморный бюст 1773 года. Чистота линий, великолепно обработанная поверхность мрамора, тончайшие прорисованные складки легкого хитона, обнажающие нежное плечо, ниспадающие на грудь локоны, идеализированный, но в то же время живой образ запечатлен рукой зрелого и профессионального мастера. В этом портрете наиболее удачно соединились основные характерные черты стиля Пажу. Портрет графини Дюбарри считается одним из лучших произведений французской пластики второй половины XVIII века.
Е. ПОЛЯКОВА
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ