9 мая исполняется 150 лет со дня рождения (1874) Лилиан Бейлис, английского театрального деятеля (умерла в 1937 году). К этой дате публикуем очерк об известном деятеле английского театра, театральном продюсере и менеджере.
Лилиан Бейлис вошла в историю английской культуры как основательница и многолетний руководитель крупнейшего английского театра «Олд Вик». В управлении театром она начала участвовать в 1898 году, в 1912 году стала его директором. При ней «Олд Вик» из полу развлекательного учреждения превратился в крупнейший центр драматического и оперного искусства, впоследствии разделившие!? на собственно драматический «Олд Вик» и театр оперы и балета «Сэдлере Уэллс». Благодаря усилиям Лилиан Бейлис «Олд Вик» приобрел репутацию «Дома Шекспира», завоевал мировую известность. Лилиан Бейлис сумела привлечь в театр лучших режиссеров своего времени: Бена Брита, Роберта Эткинса, Тайрона Гатри и др. Школу «Олд Вик» прошли все большие мастера английского театра. О Лилиан Бейлис, о ее бесконечной преданности делу с восхищением вспоминают Сибил Торндайк, Лоренс Оливье, Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Майкл Редгрейв, Ральф Ричардсон, Пегги Эшкрофт.
…В «Олд Вик» не было Шекспира, пока, вопреки всем советам, Лилиан Бейлис не настояла на своем. С 1914 года были поставлены все пьесы первого фолио, и постоянный посетитель галерки, где места стоили по четыре пенса, мог увидеть все тридцать шесть пьес за десять шиллингов — цена одного кресла в Уэст-энде. «Олд Вик» перестал быть приятным баром, зато он стал выполнять большую культурную миссию. Уже в 1921 году «Олд Вик» получил приглашения в европейские столицы. Прошлым летом театр просили сыграть «Гамлета» в Эльсиноре. Старый театр дал потомство— труппу «Сэдлерс Уэллс», которая специализировалась на опере и балете. Он выдержал неудачные сезоны и финансовые кризисы, что случается с любым театральным предприятием. Затем последовали замечательные сезоны Джона Гилгуда (1929—1931), Чарлза Лотона и Флоры Робсон (1933—1934), Лоренса Оливье (1936—1937), постепенно утвердившие репутацию и благосостояние «Олд Вик». И все время, не обращая внимания на возрастающие годы и плохое здоровье, до прошлого ноября, на всех премьерах, в академической шапочке и мантии магистра искусств, почетного доктора Кембриджа в ложе сидела Лилиан Бейлис. Иногда она даже произносила со сцены речь после спектакля.
И разумеется, ее всегда можно было застать в ее кабинете днем, подсчитывающей каждый пенс, из которого слагались фунты. Для Лилиан Бейлис «Олд Вик» был раем на земле. «Я думаю,— объявила она однажды по радио на весь мир, — что театр, возможно, самая могущественная сила добра и зла…» Она сама была воплощением добра. Я присутствовал однажды на элегантном завтраке, где она встала и обратилась с просьбой о деньгах для театра. Ее тут же родившиеся, полные жаркой веры слова заставили забиться сердца закоснелых «общественных деятелей» — во имя Шекспира, культуры для народа и всего прочего, что они на самом деле презирали. Возможно, даже и их кошельки отверзлись. Лилиан Бейлис могла одновременно выполнять высокую миссию и прислуживать за столом. Прошлым летом, в долгие, холодные вечера репетиций в Эльси-норе, старая дама подавала горячий кофе участникам «своей труппы» в продуваемом сквозняками, заливаемом дождем дворе датского замка. Она носила мантию ученого, не обладая научными познаниями, и я не удивлюсь, если она не так хорошо разбиралась в тонкостях шекспировского текста. Но она любила театр и знала, что это нечто огромное. Она также знала то, о чем не ведают некоторые мудрецы: как заставить театр служить народу.
Молодежь, которой довелось работать с Лилиан Бейлис, жаловалась: с ней приходилось трудно из-за ее упрямства в денежных делах. Я не сомневаюсь, что так оно и было — все директора театров таковы. Не тратя денег на себя, она не хотела тратиться и на других. Она была и богиней «Олд Вик» и его наставницей, правительницей и одновременно рабой своего любимого детища. И если бы не Лилиан Бейлис, у этой молодежи вообще не было бы работы и ей не на что было бы ворчать. «Олд Вик» был ее вкладом в дела небесные и земные. Она никогда не отступала от своих целей и неуклонно собирала средства, чтобы улучшить, расширить, обеспечить свой театр. Она получила в наследство кофейный мюзик-холл и оставила большой театр. Люди посмеивались над ее странностями, над приступами богомолья, смешным лицом, шепелявостью, тщеславием по поводу докторской мантии и шапочки. Но главное — она создала театр, и притом хороший театр.
Из ст.: Ivor Brown. Lilian Baylis. «Theatre Arts Monthly», N. Y. 1938, February.
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ