5 апреля исполняется 150 лет со дня первой постановки оперетты Иоганна Штрауса (сына) «Летучая мышь» (1874 год). Замечательной оперетте и прекрасному австрийскому композитору посвящен этот очерк, приуроченный к 150 летию замечательной оперетты.
«Летучая мышь», которая вместе с «Цыганским бароном» принесла И. Штраусу славу классика оперетты, впервые увидела свет рампы в венском театре «Ан дер Вин» и оттуда начала триумфальное шествие по сценам мира. В том же году она появилась в Берлине и Париже, в 1881 году — в Петербурге. К «Летучей мыши» обращались выдающиеся австрийские дирижеры Густав Малер, Бруно Вальтер, Герберт Кароян.
«Летучая мышь» неизменно входит в театральный репертуар нашей страны. Она неоднократно появлялась на афишах Московского театра оперетты (1933, 1947, 1962). Для спектакля 1947 года драматурги Н. Эрдман и М. Вольпин написали новый текст. В 1959 году «Летучая мышь» была поставлена Ленинградским Малым театром оперы и балета.
…«Летучая мышь» вписала блестящую страницу в историю венской оперетты. По сей день она не сходит с театральной сцены и пользуется любовью и популярностью у самой широкой аудитории. История создания «Летучей мыши» такова.
Директор театра «Ан дер Вин» Штейнер купил пьесу «Ревельон» («Бал в сочельник, или Часы с боем») у прославленных французских драматургов и либреттистов Мельяка и Галеви, чьи тексты дошли до нас не только в лучших опереттах Оффенбаха, но и в гениальной опере «Кармен» Жоржа Бизе. . . Она («Ревельон». — Ред.) удивительно остроумно бичевала жизнь и нравы французской верхушки и имела в Париже большой успех. Штейнер боялся, что пьеса придется не по вкусу венской публике, для которой костюмированный бал в рождественский сочельник выглядел бы непристойно. За переработку либретто взялись Гафнер и Жене, известные драматурги, писавшие либретто для Зуппе и Миллекера.
Трудно определить долю участия Гафнера в составлении либретто. Это был писатель-неудачник, который за скромную плату поставлял дирекции венского «Карл-театра» двенадцать комедий в год. Львиную долю труда взял на себя Ришар Жене, одна из наиболее ярких фигур театральной Вены… В оперетизацию «Сочельника» Мельяка и Галеви он внес много выдумки и как поэт и как драматург… Действующими лицами стали представители венского общества — завсегдатаи венских кафе и театров. Наконец, он насытил пьесу добродушным юмором, чисто венским весельем. Новой пьесе он дал и новое название — «Летучая мышь».. .
Штраус был в восторге. Никогда ему еще не удавалось заполучить либретто, столь соответствующее его вкусам. В порыве вдохновения он с головой уходит в сочинение оперетты и заканчивает партитуру в предельно короткий срок — за 43 ночи…
В обрисовке своих героев Штраус полностью отходит от оффенбаховских традиций. Здесь не встретишь ни бурлеска, ни угловатости, ни грубых шуток французских оперетт. Штраус рисует своих персонажей мягко и любовно. Он их понимает, более того, сочувствует им и потому не очень уж осуждает за их грешки. Даже в самых невыгодных ситуациях он находит для их обрисовки теплые, мягкие, легкие краски…
«Летучая мышь»— классический образец танцевальной оперетты. В ней танец становится средством воплощения любой ситуации — от мелодраматической до чисто комедийной. Здесь «вытанцовывается» все: брызжущее веселье и поддельные слезы, мнимый испуг и забавные вспышки гнева.
Штраус отдавал предпочтение музыке в быстром темпе, медленные лирические страницы у него сравнительно редки, но и среди них встречаются подлинные жемчужины (например, терцет III действия)…
Из кн.: Е. Мейлих. Иоганн Штраус. Л., 1969.
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ