Уильям Моррис — один из ярких представителей прерафаэлитов

24-го марта исполнилось 190 лет со дня рождения одного из видных деятелей английской культуры — Уильяму Моррису. Он занимался многим — был книгоиздателем, иллюстратором, поэтом, художником.

В середине прошлого века английское изобразительное искусство находилось в упадке. В нем господствовали либо далекий от жизни официальный академизм, либо пошлый мещанский жанр. Попытку обновить английское искусство предприняло «Братство прерафаэлитов». Его организовала в 1848 году группа художников и поэтов, восставших против уродств буржуазной цивилизации, против безликости и пустоты современного искусства. Прерафаэлиты провозгласили своим идеалом искусство раннего Возрождения до Рафаэля. Однако призыв к реставрации старого искусства XV века в условиях капиталистической Великобритании был утопичен. Содружество прерафаэлитов оказалось непрочным. Общество это вскоре фактически распалось. В живописи прерафаэлиты пришли к декоративной вычурности и символизму или к чисто натуралистическим принципам. Более значительна была роль прерафаэлитов в обновлении художественной промышленности. В 1860—1880 годах его возглавил Уильям Моррис.

Моррис примкнул к прерафаэлитам будучи студентом Оксфордского университета. В 1853—1855 годах он изучал английские и французские соборы, с 1856 гола занимался архитектурой у Дж. Стрита, а позднее обратился к живописи.

С огромным энтузиазмом и энергией воспринял Моррис обращение архитектора О. Пьюджина и особенно критика Дж. Рескина к эстетике средневекового ручного труда в противовес обезличенной буржуазной промышленности. Стремясь возродить вытесненные капиталистической индустрией художественные ремесла, Моррис совместно с П. Маршаллом и Ч. Фокнером в 1861 году организовал фирму, которая производила кустарным способом декоративные ткани, мебель, изделия из металла и стекла, витражи, шпалеры, обои, вышивки. Вместе с Моррисом в этой фирме сотрудничали такие талантливые художники, как Ф. М. Браун, Д. Г. Россетти. Э. Берн-Джонс, У. Крейн и архитектор Ф. Уэбб. В 1877 году Моррис основал Общество зашиты старинных зданий, а в 1890—1891 годах — Келмскоттское издательство. Деятельность Морриса способствовала подъему художественной промышленности и книгопечатания. Моррису удалось реформировать декоративное искусство, поднять его значение и качество, создать тип жизнерадостного и уютного жилого интерьера. Организованное Моррисом издательство составило эпоху в развитии художественной полиграфии, в частности, благодаря выпуску «Истории сверкающей долины» при участии У. Крейна, 1894, и «Сочинений Джефри Чосера», 1896, где Моррис выполнил орнаментальные украшения, а Э. Берн-Джонс — иллюстрации. Однако его попытка воскресить в условиях буржуазного общества художественное ремесло и реализовать тем самым свою программу эстетического воспитания масс оказалась неосуществимой. Практическая деятельность Морриса и его сподвижников несла печать стилизаторства и сводилась к оформлению буржуазного быта.

Это интересно:   215 лет со дня смерти французского скульптора Огюстена Пажу
Сочинения Джефри Чосера

Осознав нереальность своих проектов, Моррис покинул организованную им фирму и стал принимать активное участие в рабочем и социалистическом движении. Моррис был не только художником. но и выдающимся поэтом, прозаиком, публицистом. Его творчество открыло новый этап, связанный с возникновением социалистических элементов в английской демократической культуре. В 1883 году Моррис вступает в члены социал-демократической федерации. Но вскоре вместе с дочерью К. Маркса Элеонорой и ее мужем Э. Эвелингом выходит из этой федерации, протестуя против се оппортунистической политики. В 1885 году при участии .Морриса основывается «Социалистическая лига», и он становится редактором ее органа — еженедельника «Общее дело». В своем социально-yтопическом романе «Вести ниоткуда» (1891) Моррис изобразил счастливое общество будущего, где люди сделали груд праздником. Большое значение для развития марксистской эстетической мысли в Англии имели также статьи и речи Морриса. доказывающие враждебность капитализма культуре и предсказывающие расцвет подлинно народного искусства при социализме.

Литература: У. Моррис. Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия. (Вступ. ст Ю. Кагарлицкого). М., 1962. 

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ