25 февраля исполняется 140 лет польскому художнику, декоратору, дизайнеру мебели Войцеху Ястшембовскому (1884-1963). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника.
Войцеху Ястшембовскому принадлежит значительная роль в создании новых форм декоративно-прикладного искусства Польши XX века. Он был одним из крупнейших реформаторов предметной среды, окружающей человека в его жилище. Свою творческую деятельность Ястшембовский начал в 10-е годы, пройдя солидную живописную выучку в Кракове (1904—1910) и Париже (1910—1912). Живописью он впоследствии занимался немного — писал «для себя» небольшие композиции, где его интересовали проблемы пространства, колорита, фактуры.
Главной же для Ястшембовского сделалась задача, вдохновлявшая многих художников нашего века,— придать эстетическую значимость всему, что окружает человека в повседневной жизни. В 1913 году Ястшембовский вместе с коллегами организует «Краковские мастерские» — уже само название объединения акцентировало ту существенную роль, которая отводилась художниками техническому исполнению их произведений.
В своем творчестве они отвергали псевдоисторическое украшательство предметов быта втброй половины XIX века и декора-тивистские устремления общеевропейского модерна, полагавшего обновление лишь в употреблении новых орнаментов. «Краковские мастерские» противопоставляли себя также группировке «Польское прикладное искусство», «прикладывавшей» к своим работам формы и орнамент народного искусства. Поиски Ястшембовского и его коллег были тесно связаны с развитием искусства XX века, выдвигавшего лозунг «новое искусство не суть новые формы или орнамент, а суть новое мышление».
В «Краковских мастерских» полагали необходимым профессиональное владение техническими и ремесленными навыками, понимание и ощущение художественно-выразительных свойств материала. Форма предмета должна была проистекать из его назначения и определяться характером материала — деятельность художников-ремесленников в этом направлении создавала основу для будущего художественного конструирования.
Живой интерес Ястшембовский проявлял к проблемам современной мебели и к убранству интерьеров. Доныне сохранились спроектированные им интерьеры, созданные для Министерства просвещения и для Дома профсоюза железнодорожников (ныне варшавский театр «Атенеум»). В их убранстве Ястшембовский творчески перерабатывает формы национального искусства, в частности крестьянской мебели, с его любовным отношением к дереву. Художник артистично подчеркивает всю красоту и декоративность естественной фактуры дерева. Он исполнил также проекты мозаики для интерьеров Банка национального хозяйства в Варшаве (1931). Особой заслугой Ястшембовского явилось введение в интерьер декоративных тканей. Мастер достиг высокого художественного и технического совершенства в создании ковров. Ковер перестал быть картиной, а стал элементом декоративного убранства; простые ритмичные узоры основывались на ткацкой технике и фактурных свойствах шерсти.
Колоссальный успех польских художников на Всемирной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже в 1925 году был в значительной мере определен деятельностью «Краковских мастерских». Ястшембовский был награжден за декоративные ткани, а всего польские мастера получили 172 награды, из них 36 Гран-при. После международного признания достижений национального декоративно-прикладного искусства в 1926 году при активном участии Ястшембовского в Варшаве было создано объединение «Лад», унаследовавшее традиции «Краковских мастерских». Ведущие принципы «Лада»— совершенство формы, материала и исполнения — реализовались в создании интерьеров и всех элементов их убранства. Каждый предмет в таком интерьере был самоценным произведением искусства. Изделия «Лада» вытеснили с рынка мещанские подделки под исторические стили, заменив их простой по конструкции и элегантной по очертаниям мебелью из натурального — ясеневого или соснового—дерева. Плюшевые и бархатные драпировки уступили место льняным тканям, в обиход вводились керамика, кованые светильники и бра… Заслуга художников «Лада» — а это объединение существует и в наши дни — в том, что они создают современные формы в прикладном искусстве и воспитывают вкус потребителя.
Ястшембовский был пионером и в области книжного искусства в Польше. Понимая книгу как целостный организм, он создавал «интерьер» книги, делал оформление, придумывал обложки. Самые интересные книги были исполнены Ястшем-бовским в 20-е годы и в годы второй мировой войны, когда он находился в эмиграции в Англии. Много работал художник и в сфере промышленной графики, создавая фирменные знаки и гостиничные наклейки, сочиняя рисунки для обоев и т. д.
Среди наследия мастера привлекает внимание еще один вид искусства, в котором ему удалось оставить заметный след. Ястшембовский проектировал медали, знаки отличия. По его проектам были выпущены монеты польского государства, находившиеся в обращении до второй мировой войны; он является автором современной монеты достоинством в 2 злотых.
С 1923 года и до конца своих дней Ястшембовский преподавал в варшавской Школе изящных искусств, преобразованной впоследствии в Академию художеств. Он был профессором архитектуры интерьеров и вел мастерскую «Композиция объемов и плоскостей» — под таким отвлеченным названием существовала студия, в которой студенты занимались всеми видами прикладного искусства. Это был обязательный курс для всех учеников — принципы композиции, привитые профессором Ястшембовским, «работали» в любой избранной будущим художником сфере: архитектуре, скульптуре, живописи, графике.
Р. ЗНАМЕРОВСКИЙ
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ