22-го февраля исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося индийского художника Атула Боса (1898-1977). К этой дате публикуем небольшой очерк о жизни и творчестве замечательного индийского художника.
Атул Бос крупнейший индийский живописец и график реалистического направления. Родился он в Майменсингхе (Восточный Пакистан), а художественное образование получил в Государственном колледже искусств и ремесел в Калькутте (1916—1918) и Академии художеств в Лондоне (1924— 1926). Живя в Европе, Бос много путешествовал, изучал творчество крупнейших мастеров прошлого, знакомился со многими современными мастерами. В это время его более всего увлекало искусство портрета. Стремясь достигнуть совершенства в этой области, он делал копии с работ крупнейших европейских живописцев.
Возвратившись в Индию, Бос вскоре стал одним из ведущих художников Калькутты. Свою творческую деятельность он теснейшим образом связал с Государственным колледжем искусств и ремесел, созданным в конце XIX века крупнейшим прогрессивным писателем и художником Аба-ниндранатхом Тагором. Этот колледж явился распространителем художественных и эстетических взглядов нового художественного течения — так называемого «Бенгальского возрождения», которое ставило своей целью восстановить художественные традиции, создать искусство, способное отразить национальные идеалы.
Атул Бос был в числе тех, кто развивал лучшие традиции и достижения мастеров старшего поколения. Его работы в целом отличались глубокой жизненной правдой. Несмотря на то, что Бос в своем творчестве использовал достижения европейского искусства, превосходно писал картины маслом, он всегда оставался национальным индийским художником. Неоспоримая ценность его произведений заключается в чувстве современности, любви художника к народу, в благородных идеалах.
В картине «Лодочник» (1936) Атул Бос создал образ молодого человека, физически сильного, с умным, волевым лицом. Предгрозовой пейзаж, на фоне которого изображен лодочник, как бы символизирует собой могучие силы народа, .готового объединиться в едином порыве.
Большой остротой социального звучания отмечена, созданная художником в 1943 году, графическая серия «Голод в Бенгалии». Образы изможденных женщин с умирающими грудными детьми, истощенные подростки и старики— все это воспринимается зрителем как обличительные показания художника-очевидца, страдающего за свой порабощенный и разоренный колонизаторами народ, как немой призыв к помощи.
Бос превосходный портретист. Им созданы многочисленные портреты современников, отличающиеся глубиной раскрытия характера и реалистической трактовкой образа. В 1952 году художник написал портрет Рабиндраната Тагора. Этот портрет находится сейчас в Ленинграде в Государственном Эрмитаже. Глядя на него, чувствуешь огромную благородную силу характера этого замечательного мыслителя и философа, посвятившего всю свою жизнь развитию национальной культуры.
После провозглашения Республики Индии Бос принял участие в основании в Дели Национальной Академии искусств (Лалит Кала Академии), которая объединяет и координирует работу различных академий и художественных ассоциаций, устраивает выставки, издает журнал по вопросам искусства и архитектуры.
Литература: С. И. Тюляев. Искусство Индии М., «Изогиз». 1958.
Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ