Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ПРАГА 1965 ГОД… Читать ранее
Читать далее… ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ В ФРГ
Прага. 1968 год
(из дневника)
Снова в Прагу!
Конечно, вместо 8.20 посадку начали (метеоусловия Праги!) в 10 часов.<…>
В ожидании вылета прочитал все записи предыдущей поездки. Ого! Ведь это когда-нибудь можно публиковать (или хотя бы читать друзьям!) Неглупо. Сколько догадок! Сколько предугадано. Об Эфросе, о советско-чешских отношениях и т.д.
Несколько лет назад летел я в Прагу на встречу с П. Когоутом. Тогда мы начинали «Дом». Сегодня круг замыкается. Я лечу в Прагу, а «Дом» снимают с репертуара… А между этими поездками… И премьера «Дома», и уход из МХАТа, Америка, Театр на М. Бронной, трижды ФРГ, и «Грехопадение», и наконец (и главное), Андрейка!! Сколько прошло времени! Сколько произошло событий!
В 10.45 оторвались…
22.40
День удлинился, т.к. здесь на 2 часа все раньше. <…>
Прага мало изменилась с последнего приезда. Так, внешне ничего не заметно. Люди мрачноватые. Цены растут потихоньку. Очень много грязных длинноволосых мальчиков. «Мини» доведены до немыслимости, на улицах, в фойе театра, только что не <… >.
Ну конечно, как я и думал, все — и работа, и документы — все на английском и французском. <…>
Царев сегодня уезжает в Киев (на гастроли). Он был на заседании Исполкома, рассказывал много интересного. (Почему не приехал Л. Барро. Женя — дочь Рено. Студенты захватили «Одеон» в Париже.) Мы ездили к нему в «парк-отель» и проговорили часок. Оттуда поехали в «Латерну Магику», там шли два спектакля Крейчи: «Маски из Остенде» (пантомима) и «Кошка на рельсах». Первое — просто здорово, второе — очень интересно. Фейерверк режиссерской фантазии в области возможностей физич.линии! (и ведь не позы, а оправдано! Реалистично, психологично). Но она подлинная, а он — здорово показывает. Это старые знакомые — Томазова и Тжиска.<…>
10.06.68
Встал рано и впервые после большого перерыва сделал гимнастику. Завтракал здесь же, в кафе. Вот они — делегаты, знакомых лиц пока мало. (Хонт, американец молодой, который был в Студии перед выпуском Миллера.) Все средних лет интеллигентные люди. Мало похожи на театральных деятелей. Все приехали с женами, мамами, сестрами, камеристками и т.д. Официанты, свободно говорящие на трех языках, работают в тишине и в бешеном темпе. В Праге сегодня пасмурно, влажно, temp, не более 15 градусов. Если пройдет спокойно первая половина конгресса и не придется выступать, то, что же, просто отдохну, отосплюсь. <…> Пошел в клуб получать суточные и т.д. На улицах очень много старинных автомобилей — мода и мечта современной молодежи. (О советских рабоче-крестьянских делегациях: их послали для смычки со здоровыми пролетарскими силами. Но не проинструктировали, как одеваться, как себя вести. А в них… нет, не испуг, не растерянность, а тупая самоуверенность и чувство превосходства.)
В Клубе министерства познакомился с Махэк’ом и Яном Прохазкой (тот, кого ругали в нашей прессе, кстати, член ЦК! А Когоут пред, парт.орг. Союза писателей ЧССР). Поговорили с ними о делах (их и о нашей критике на эти дела). <…>
11.06.68
С утра противный и довольно сильный дождь. После завтрака поехали в клуб. Сходятся делегаты, выделяются дико одетые американки. Предстоит мука. Три часа слушать непонятное! Сделали неплохо — все за столиками. Пепельницы, мин.вода, стаканы… Уже 10.10, а Ермилы нет. О! Это похоже на прошлую Марию! А у нее мой билет на самолет, билеты в театр и т.д.
Начал выступать Крейча (не «соудруг», а «пан») «В современном мире театры делятся на творческие коллективы и «фабрики». И не надо дискутировать о сотрудничестве режиссера, художника и актера. Интересно, где граница этого сотрудничества? Зрители, когда они активны, становятся авторами.
Сцена — проверка правдивости авторского текста.
Творческий диалог с автором обязателен для режиссера, независимо от того, жив автор или умер. У них может быть конфликт, и он может быть плодотворным. По существу этот конфликт и определяет конечный результат.
Иногда художник старается стать на первое место в «иерархии».
О функциях завлита говорит.
Признак «творческого театра» — отсутствие определенного метода. Все меняется, ищется…
«На одном конце — театры творческие, которые ищут все время новые методы. На другом — театры официальные, коммерческие». <…>
Эх, поспорил бы я с Крейчей по поводу единого метода. Метод и прием по отношению к каждому спектаклю — вещи разные! Ведь свой единый выработанный метод и есть лицо театра. Это отличает один театр от другого! Но увы! Говорить не могу — безъязычен. <…>
И снова Крейча. Важно, чтобы каждый говорил о своем опыте, высказывал свою точку зрения. Нет рецептов, как перенести творческий опыт одного на другого. Я не думаю, что творческая мастерская — единственный вид современного театра. Есть и всегда будут театры другого типа. Но лучшие имена (Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов, Охлопков) создавали театры именно такого типа. Говорит о конкуренции театра с кино и телевидением. Но искусство театра нельзя заменить ничем! В чем его преимущество? Пишут больше литературу, чем драматический диалог. Нельзя ломать природные законы театра! <…>
В перерыве мы пошли в «Детский мир» и много всего купили Андрейке. Шел непрерывный противный дождь. Пообедали в «Гриле» и на такси поехали на прием. А оттуда сразу на «Три сестры». Очень талантливо! Но все стало ясно! Эфрос просто обворовал Крейчу. Только у Крейчи все логично и интеллигентно. Первая половина пьесы — блеск. А дальше многовато криков, истерики, беготни. Финал — «поперек Чехова». Однако Вершинин, Тузенбах, Маша, Ольга, Наташа, Соленый — очень, очень талантливо. Много неожиданного, свежего.
А в общем, настроение, как у нас после XX съезда. Только у русских было облегчение и радость, а у чехов — злость и досада. И еще, культ Т. Массарика и Первой республики. Вот это непонятно! Или, вернее, понятно — «Самостийность»! Независимость!
<…>
14.06.68
Проспал (будь здоров!) с 8 вечера до утра. Утром завтракал с тем (еще по Эссену знакомым) профессором из Шотландии. Так же беседовали на немецком (он хуже, чем я) и руками, но очень мило… Сидим на Конгрессе. Обсуждаем вчерашний показ школы.
Любопытно, что драматург во всем мире (завлит!) 7 очень важное лицо. Специально обсуждается вопрос, как их готовить в вузе. Сейчас настроение хорошее, погода хорошая.
Интересно, что режиссеров готовят так: на первый курс посылают актерский, если замечают в нем талант, то только ко второму курсу решают, быть ли ему режиссером. Кстати, предварительно посылается к профессору психологу в Университет на обследование. 20 лет — граница, после которой (не ранее) можно стать режиссером или завлитом. Сейчас называют методы: Станиславского, Брехта, Гротовского. (Узнать бы что это такое?)
Чехи очень верят в развитие фантазии через «фантазию мышц» и в развитие фантазии на «антипсихологических текстах» (нейтральных, бессмысленных).
Не регламентировать, не догматизировать метод одного педагога, а сталкивать студентов с наибольшим количеством инакомыслящих режиссеров. <…>
15.06.68
Предпоследний день в Праге! Свободный от работы, от магазинов (денег уже нет). Будет на автобусах осмотр города, обед и потом в Карлштейн на спектакль «На пленэре». Воскресенье, солнечно (пока), я — в белом (хи-хи-хи, наконец-то).
Поездка в автобусах по Праге. Градчаны. Поездка в Збраслов замок. Обед. Оттуда в Карлштейн замок. Спектакль «Ночь в Карлштейне». Смотрел на актеров… И все казалось таким театрально-беспомощным, картонажным. Особенно массовка! Да, на фоне правды камня, леса, неба, птиц, ошеломляющей архитектуры… играть нужно по-иному: в массовку — не мальчики нужны, а типажи, рожи!! И костюмы другие нужны — подлинные, музейные… Все уехали автобусом, а мы — на машине с М. Ромбергом. Сказочная поездка по ночной Праге. Мучение с чемоданом. Ложусь в 12.50.
16.06.68
Утро — вставание, собирание, отъезд и т.д. — прошло нормально. <…>
Сейчас 11.21. Мы уже на старте. 11.23 — оторвались! На две минуты раньше расписания. Прощай, Прага! Вот именно: «прощай» или «до свидания»?
Итак, выводы:
Жить безвыездно дома — это все равно, что жить в комнате без зеркала — привыкаешь к тому, что очень мил и хорош собой. Выехать за границу — это принести в дом зеркало. Оно отразит и хорошее, но… но вдруг глянет на тебя заросшая, обрюзглая морда с тупым взглядом, этаким испуганно-злобно-самонадеянным.
Я прощался с Прагой с чувством грусти, досады и какой-то вины. Да! Как могли мы за 23 года из народа, боготворившего нас, сделать такое?! Поддерживая все эти годы злобного, тупого, безграмотного
кретина (очень похожего на тех, кто его поддерживал), мы вдруг испугались и обиделись, когда они его и его шайку скинули!
Когда у нас был XX съезд, когда потом сняли Хрущева, они же приветствовали! Почему же мы лезем в чужие демократические преобразования? А представляем ли мы трудности Дубчека (его оппозицию из «консервативных коммунистов»)? А знаем ли мы о популярности Цисаржа у молодежи? А понимаем ли мы, что для чехов Т. Массарик? Нет, из-за высоких стен посольства доходит не информация, а дезинформация! Я понимал три года назад все! А Червоненко и его компания не понимали?? Мы не перестанем любить Суворова за то, что он подавлял восстание Костюшко или забрал в клетку Пугачева! А то, что Массарик давал деньги («керенки»!) Савинкову, нас вдруг (?) привело в ярость! Они нас не понимают, они разочарованы, растеряны и ждут беды или… Венгрии. И при всем при этом — есть старые и новые друзья, хорошие люди, искренние до конца разговоры…
Есть неповторимая Прага… куда, может быть, уже не придется приехать.
Ну, Конгресс как Конгресс…
Пока даже с высоты, на которой мы летим, видна земля. Так прозрачно, безоблачно все внизу.
Чехи говорят: «В этот период нашей обостренной дружбы».
А еще, на основании «Мандрагоры» и «Страстей Господних», мысль о мистериях и средневековых пьесах.
ПРАГА 1965 ГОД… Читать ранее
Читать далее… ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ В ФРГ
Из книги:
НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.
Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Карловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.
Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.
Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.
Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ