Творчество французского драматурга Жана Франсуа Реньяра

Пьеса французского драматурга Жана Франсуа Реньяра «Единственный наследник», написанная им в далеком 1707 году, даже сегодня продолжает сохранять свою актуальность. 1 ноября 2015 года в Новом драматическом театре спектакль по этой пьесе в постановке Владимира Богатырева был показан в последний раз. Обе постановки (1980-х и 2010-х годов) остались в памяти у зрителей, в связи с чем хотелось бы рассказать немного о жизни и творчестве этого интересного драматурга.

«Кому не нравится Реньяр, тот не достоин восхищаться Мольером» – эту категорически звучащую формулу составил один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века – Вольтер. И действительно, выдающийся комедиограф Жан Франсуа Реньяр считается одним из самых талантливых последователей и учеников Мольера, а их творчество невидимой нитью связано каким-то особенным родством. Имена Реньяра и Мольера в разное время неоднократно сопоставляли такие известные личности, как Стендаль и Лессинг, и вполне справедливо, так как невозможно не заметить это могущественное влияние Мольера на всю творческую деятельность Жана Франсуа Реньяра — на тематику, на образы, на само звучание стиха лучших его комедий.

Реньяровские пьесы очень трудно спутать с произведениями других авторов, их отличает по-настоящему неистощимая комическая изобретательность. Однако автор, как, например, это делал тот же Мольер, не стремился создать истинную «комедию нравов». Его пьесы не отличались яркой обличительной чертой, взывающей поучать и исправлять окружающее общество, его сатирические выходки не всегда отличались глубиной и обдуманностью. Но как бы там не было, все произведения драматурга-комедианта являют собой поистине драгоценный материал для закулисной истории высшего французского общества конца XVII и начала XVIII вв.

Пьесы Жана Франсуа Реньяра были очень тепло, а если говорить правильнее, то горячо встречены во Франции и вскоре смело и непререкаемо перешагнули границы своей родины, появившись на сценах Англии, Германии и России. Общий интерес к пьесам французского драматурга был обусловлен такими факторами, как острая наблюдательность, неистощимый, искрящийся юмор и блестящее комедийное мастерство Реньяра. Комедия «Игрок», созданная в 1696-м году, поистине является лучшим произведением Реньяра, которому он обязан славой преемника Мольера. Лессинг, говоря о комедии, «исправляющей людей смехом», приводит в пример «Скупого» Мольера и «Игрока» Реньяра.

Это интересно:   В Иркутском драматическом театре имени Н. П. Охлопкова свои спектакли покажет Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина

Вершиной же комедийного творчества Жана Франсуа Реньяра является последняя написанная им пьеса «Единственный наследник», в которой очень гармонично сочетаются комедии характеров, а также приемы комедии положений. В каком-то необычном комическом преломлении в пьесе ярко представлена цельная картина нравов, а острословие героев вперемешку с откровенным юмором способны надолго увлечь самого искушенного зрителя этого шедеврального произведения. Стендаль утверждал, что «Единственный наследник» «идеален по методу изображения, по комическому мастерству».

Реньяровские комедии пользовались и пользуются до сих пор большим успехом в России. В свое время в Петербурге увидели свет рампы комедии: «Игрок», «Менехмы» и «Рассеянный», а в 1908-м году в Александринском театре был поставлен «Единственный наследник». Эта пьеса неоднократно исполнялась также в Москве и широко игралась на русских провинциальных сценах.

Возможно, Новый драматический театр в будущем вновь вернется к творчеству Реньяра и поставит по одной из его пьес спектакль. Кто знает…

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ