150 лет со дня смерти французского скульптора Жан-Батиста Карпо

12-го октября 2025-го года исполняется 150 лет со дня смерти французского скульптора, живописца и графика Жан-Батиста Карпо (1827-1875)

 

«Искрометной скульптурой» назвал творчество Kapпo один из современников. Действительно, работам мастера присущи какая-то особая легкость, воздушность, безудержная игра фантазии, как бы смеющейся над классическими канонами скульптуры. В его подвижных, неустойчивых фигурах всегда есть элемент живописной свободы — что-то ускользающее и изменчивое, разрушающее неподатливость материала.

Жан-Батист Kapпo родился в Валансьене в семье каменщика. Рано обнаружившийся талант мальчика был поддержан местными любителями искусств, и в 1842 году пятнадцатилетний Карпо оказывается в Париже, снабженный рекомендательными письмами и тощим кошельком. Он поступает в Королевскую специальную школу рисунка и математики, директор которой, друг Жерико, сразу оценил выдающиеся способности юноши.

Первые годы в Париже были для Kapпo довольно трудными. Чтобы заработать на жизнь, он берется за всякую случайную работу. в том числе и «по специальности» — делает модели для владельца маленькой мастерской бронзовых изделий. В 1846 году Kapпo становится учеником Школы изящных искусств, и с этого времени начинается его блестящая и короткая карьера. Одна награда следует за другой. В 1854 году Kapпo получает Римскую премию — высшую награду Школы, дающую право на поездку в Италию.
Годы пребывания в Риме окончательно сформировали манеру скульптора. Классические произведения античной пластики вдохновляли его мало. Карпо больше интересовала живая жизнь — живописные итальянские типы с их оригинальными народными костюмами и своеобразной пластикой движений. Уже первые его работы «Паломбелла» и «Неаполитанский рыбак с раковиной» имели шумный успех. Он сразу стал модным художником: светская публика теснилась в мастерской Kapпo, а принцесса, Боргезе назвала его новым Микеланджело.

Это интересно:  115 лет со дня рождения литовского художника Антанаса Кучаса

По возвращении в Париж Kapпo продолжает жизнь светского художника, находящегося на вершине славы. В своей просторной мастерской, одетый в живописную блузу, он делает портреты придворных дам и вельмож, обставляя сеансы с театральной пышностью. Однако старая закваска потомственного ремесленника не давала всей этой мишуре вскружить ему голову. В глубине души Kapno оставался неутомимым тружеником, ищущим новые выразительные возможности скульптуры. Даже среди исполненных им заказных бюстов есть великолепные портреты, поражающие живостью наблюдения и меткостью характеристики (например, портреты А. Дюма-сына, композитора Гуно). Но лучший портрет, созданный Карно, — это бюст архитектора Шарля Гарнье, строителя Гранд Опера в Париже. В облике этого нервного, худого, хрупкого человека Карпо сумел передать странное сочетание впечатлительности и железной воли, наивности и целеустремленности.

Kapпo был дружен с Гарнье еще со времен Школы рисунка и математики. Естественно, что когда Гарнье начал работу над строительством Оперы, он прежде всего подумал о Kapпo. Из этого творческого содружества возник один из шедевров французской скульптуры.

Эскиз скульптуры к Опере Гарнье в Париже

Фасад Оперы должен был быть украшен четырьмя аллегорическими группами. Kapпo выбрал для себя аллегорию танца. Он начал работу с увлечением. По мгновенному наброску, сделанному в присутствии архитектора, он начал лепить из глины один эскиз за другим. И тут Гарнье обнаружил, что его старый друг сущий «бич архитекторов». Kapпo непрерывно увеличивал количество фигур, сообщал им все более стремительное движение, не считался с заданными размерами. Скульптор видел только свою группу, архитектор же — здание в целом и хотел простых линий, замкнутой композиции. Он стращал художника тем, что эти «порхающие» в воздухе детали неизбежно отломаются. Карно соглашался, но в следующем эскизе снова возвращался к своему замыслу. Наконец Гарнье уступил. «В глубине души я находил его эскиз великолепным. Я был очарован его живой композицией, трепетной моделировкой его фигур. Препятствовать ему значило лишить Францию шедевра», — писал он в своих воспоминаниях

Это интересно:  Владимир Зельдин - Приглашение в замок. Запись 2010 г. (видео)

«Танец» Kapпo — это, действительно, выдающаяся работа, в которой скульптор воплотил лучшие возможности своего таланта. Хоровод нимф, опьяненных бурным- движением танца, является воплощением непреодолимой, бьющей через край радости жизни. Не случайно эту композицию вспомнил Матисс, когда делал свой знаменитый «Танец».

И не случайно так же, что это, бесспорно, лучшее, создание Kapпo вызвало настоящий скандал в официальных кругах. Искренность, подлинная и естественная жизнерадостность скульптурного образа оказались неприемлемыми для тех, кто привык видеть в Kapno поверхностного светского художника.

 

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., 1974.



Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ