11 февраля — 150 лет co дня рождения (1875) Василия Ивановича Качалова (наст. фамилия — Шверубович), русского и советского актера (умер в 1948 году).
Василий Иванович Качалов — выдающийся представитель первого актерского «призыва» Московского Художественного театра, один из самых популярных и любимых актеров многих зрительских поколений. Секрет огромного успеха В. И. Качалова точно определил С. М. Михоэлс: «Сценическое обаяние Качалова — экстракт интеллекта».
На профессиональную сцену В. И. Качалов пришел в 1896 году (Театр Литературно-художественного общества в Петербурге). Несколько лет он играл в провинции, а весной 1900 года вступил в труппу Художественного театра. Роли Тузенбаха и Трофимова («Три сестры» и «Вишневый сад» Чехова), Иоганна Фокерата («Одинокие» Гауптмана), Чацкого («Горе от ума» Грибоедова), Бранда («Бранд» Ибсена), Гамлета, Ивара Карено («У врат царства» Гамсуна) и Ивана Карамазова («Братья Карамазовы» по Достоевскому) сделали Качалова властителем дум демократически настроенного зрителя.
В золотой фонд советского театра вошли такие создания народного артиста СССР В. И. Качалова, как Вершинин («Бронепоезд 14-69» Иванова), от автора («Воскресение» по Л. Толстому) и Захар Бардин («Враги» Горького).
В. И. Качалов был также великолепным чтецом и в течение многих лет выступал на концертной эстраде, а потом и на радио с обширными программами.

…Многие из посетителей строгого зала Художественного театра, вероятно бережно хранят в своей памяти, как вспыхивала рампа, озаряя серый, с летящей чайкой занавес, как медленно гасли в зале льдинки-лампы, как плавно раздвигался занавес, раскрывая новую и незнакомую жизнь. И тогда пробуждалось сладкое ожидание Качалова, всегда неожиданного и интимно близкого зрителю художника.
В предреволюционные годы таким же исключительным событием бывало появление Качалова на эстраде. Выступления актеров МХТ строго регламентировались, и на концерты с участием Качалова зритель неудержимо рвался. В годы империалистической войны выступления Качалова значительно участились. Он редко отказывал студенческим кружкам или обществам по оказанию помощи раненым воинам. Уже тогда стихи Пушкина и Блока в его исполнении волновали и будоражили молодежь, а «Альпухара» Мицкевича потрясала огненным темпераментом. И снова все внимание слушателей направлялось к этому высокому, изящному и благородному человеку на эстраде, больше чем к кому-либо, какие бы имена ни стояли на афише. На Качалове, несмотря на всю его скромность, лежала печать победителя. Устанавливая тесную связь со зрительным залом, он никогда не опускался до вкусов случайной аудитории, а властно вел ее за собой.
Качалов не оставлял зрителя равнодушным не только эмоционально-душевно, но и интеллектуально-философски. Все в равной мере восхищались его мастерством и обаянием спорили же о показанных им на сцене людях’ как могут спорить о волнующем реальном куске жизни. Эстетические оценки его игры были всегда очень высоки и в большинстве вполне бесспорны. Можно было отмечать особенно удавшиеся ему места, можно было удивляться выразительности грима, пластичности движений, острой характерности — все
это лежало в присущих Качалову рамках эстетической закономерности, некоторой заранее предвиденной художественной безусловности. Важнее было, что Качалов тревожил внутренне, бередил сознание и заставлял усиленно думать над смыслом жизни, над социальными противоречиями, над правильностью или ложностью жизненного поведения
Из ст.: П. А. Марков. О Качалове. — В кн.: В И Качалов. Сборник статей, воспоминаний, писем. М., 1954.

…В. И. Качалов на сцене — это прежде всего человек, говорящий естественным, проникающим в сердце зрителя голосом свои мысли. Он, как никто, умел сделать мысли автора своими, осветить их светом своего собственного разума, обогатить их и углубить. Когда Качалов уграл Тузенбаха, мы ощущали острую досаду оттого, что этот человек имеет право быть счастливым и тем не менее он трагически несчастен. Несчастье вообще непереносимо и возбуждает сочувствие, а когда оно преследует богатого одаренного и умного человека, то вызывает чувство протеста и гнева. Когда я увидел В. И. Качалова в «Трех сестрах» и переживал бессмысленную, жестокую гибель Тузенбаха, то не оплакивать мне хотелось его, а протестовать и драться.
Вспоминая великолепную галерею сценических образов, воплощенных В. И. Качаловым прежде всего думаешь об огромном диапазоне приемов и средств, которыми пользовался в своей работе этот художник.
Имея огромное артистическое обаяние, удивительный голос и великолепную внешность, В. и. Качалов, как истинный артист, никогда не прятался за свой богатейший материал Он всегда рассматривал его только как средство для выражения больших идей. В. И. Качалов с одинаковым увлечением создавал образ Чацкого протестанта против фамусовской и скалозубовской Москвы, человека острого ума и пылкого сердца, а с другой стороны — Захара Бардина, трусливого либерала-фабриканта, барина с явными признаками вырождения.
В. И. Качалову был чужд какой-либо объективизм. Все мы помним его в роли Николая I («Николай I и декабристы» А. Кугеля,— Ред.). Это была жестокая и уничтожающая социальная сатира на одного из гнуснейших венценосцев.
В. И. Качалов много выступал в качестве художника слова. Он любил поэзию, много и замечательно читал Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, Багрицкого, Маяковского. Мы знали его в качестве чтеца в «Воскресении», когда он, как тонкий живописец, передавал атмосферу толстовского творения.
В Юлии Цезаре, Чацком, Бранде, Гамлете мастерство речи было блестящим и, пожалуй, главным. Сколько актеров, не владея и половиной качаловского богатства, почитают свою задачу выполненной. А я до сих пор не могу решить, какого Качалова больше люблю, какой Качалов меня больше волновал и заставлял думать о жизни? Качалов — словесный кудесник и «трибун», или немногословный и «косноязычный» Качалов (Тузенбах, Барон, Ка-рено, Гаев)?..
Из ст.: А. Д. Попов. Воспоминания о В. И. Качалове. — В кн.: В. И. Качалов. Сборник статей, воспоминаний, писем. М., 1954.
Лит.: Ежегодник Московского Художественного театра. 1948, т. 2. (Памяти В. И. Качалова). М.—Л., 1951;
С. Дурылин. Василий Иванович Качалов. М.—Л., 1944;
В. Я. Виленкин. Качалов. М., 1962; H. Н. Чушкин. Гамлет — Качалов. М., 1966;
П. Марков. История моего театрального современника. — «Театр», 1971, № 2.
Театральный календарь на 1975 год. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ