10 октября 2025 года исполняется 125 лет со дня рождения Додо Константиновича Антадзе (1900-1978), грузинского советского режиссера.

Ученик К. Марджанишвили, Д. К. Антадзе осуществил свою первую постановку «Лиссабонские узники» П. Каковадзе (1925, Театр им. Ш. Руставели) под руководством этого выдающегося режиссера. В 1928—1930 годах вместе с К. Марджанишвили он принимал участие в создании нового театра в Кутаиси (ныне Театр им. К. Марджанишвили в Тбилиси). К. Антадзе был художественным руководителем и директором Театра им. К. Марджанишвили (1933—1938), Кутаисского театра им. Л. Месхишвили (1938-1952), директором Тбилисского русского театра им. А. Грибоедова и Театра им. Ш. Руставели.
За много лет своей творческой деятельности Д. Антадзе поставил около ста спектаклей. Большой резонанс имели его постановки: «Гу-рии Ниношвили» (инсценировка повестей Ниношвили), «Далекое» Афиногенова, «Ицка Рижинашвили» Баазова в Театре им. К. Марджанишвили, «Ревизор» Гоголя, «Отелло» и «Король Лир» Шекспира, «Вчерашние» Дадиани в Кутаисском театре им. Месхишвили и др.
Народный артист СССР Д. К. Антадзе много сил отдал воспитанию режиссерской смены; по его инициативе создан первый грузинский театр для детей. С 1962 года Д. К. Антадзе возглавляет Грузинское театральное общество.
…Даже если у Додо Антадзе не было бы никаких иных заслуг перед грузинской культурой, мы всегда должны быть благодарны ему за то, что в трудные для Котэ Марджанишвили годы он поддержал его, сплотил вокруг него его любимых учеников и тем самым помог этому большому художнику обогатить грузинскую культуру созданием театра, который и сейчас достойно носит его имя.
Чтобы оценить вклад Д. Антадзе в грузинскую культуру, достаточно сказать также, что он вдохнул жизнь в затухающий очаг Кутаисского театра, создал труппу, которая и сегодня представляет собой опору Театра имени Ладо Месхишвили; нельзя забыть и того, что именно он вывел на творческую арену такого большого мастера грузинской сцены первой половины двадцатого века, как Александр Имедашвили. . .
Из ст.: Димитрий Джанелидзе. Неутомимый Додо. — «Литературная Грузия», 1971, № 3.
. . .Встреча с ним (К. Марджанишвили. — ред.) явилась определяющим событием в биографии Додо Константиновича Антадзе.
Это было время возрождения грузинского театра. Созданная в 1924 году актерская корпорация «Дуруджи» объявила войну косности и рутине и провозгласила начало нового грузинского театра Советской эпохи. Под руководством Марджанишвили, в условиях коллегиальности, доверия и взаимопонимания, Антад-зе и поставил свой первый спектакль — «Лиссабонские узники» П. Какабадзе. Навсегда в памяти осталась работа над ним, бессонные ночи, приступы отчаяния и самая большая радость: Константин Александрович похвалил!
Вторая постановка, «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера, была осуществлена под руководством Сандро Ахметели. И вскоре после этого Антадзе, как и многие другие, ушел из театра, избрав путь Марджанишвили.
1928—1930 годы стали почти легендарными для Кутаисского театра. Они отмечены воодушевлением и необыкновенным творческим подъемом всего коллектива. Казалось, Марджанишвили каждому передал частицу собственной одухотворенности. Надежной опорой Константина Александровича в его борьбе против устаревших форм сценического искусства, в поисках новых путей был молодой Додо Антадзе. . .
В 1930 году театр был переведен в Тбилиси. Затем Марджанишвили уехал на постановку в Малый театр, а вскоре из Москвы пришла весть о его кончине…
Во главе театра встал Додо Антадзе. Театр должен был на деле доказать верность принципам своего основателя. Понятно, с каким волнением приступал Додо Константинович к работе над новым спектаклем. Тем более что задуман он был самим Марджанишвили. По его заказу Ш. Дадиани смонтировал пьесу из произведений Э. Ниношвили с частичным использованием публицистических статей. В. Анджапаридзе, Т. Чавчавадзе, С. Такайшвили, П. Кобахидзе, Ш. Гамбашидзе, С. Жоржолиани — все ведущие силы театра принимали участие в этом спектакле. Насыщенная революционной романтикой, «Гурия Ниношвили» оказалась на уровне лучших постановок, осуществленных еще при жизни Марджанишвили. И когда в конце спектакля появился сам Э. Ниношвили (эту роль исполнял В. Годзиашвили), встал присутствующий на премьере поэт Георгий Лео-нидзе. За ним поднялся весь зал. И так было на каждом спектакле. Всеобщее признание получили и другие постановки — «Шамиль» И. Вакели, «Далекое» А. Афиногенова, «Ицка Рижинашвили» Г. Баазова.
Из ст.: Л. Гарон. Додо Антадзе семьдесят лет. — «Театр», 1971, № 12.
Театральный календарь на 1975 год. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ






































