140 лет со дня рождения хорватского режиссера Бранко Гавеллы

28 июля 2025 года исполняется 140 лет со дня рождения (1885) Бранко Гавеллы, югославского режиссера (умер в 1962 году).

 

Творческая жизнь Б. Гавеллы началась в Загребе в 1914 г. постановкой «Мессинской невесты» Шиллера, а последний его спектакль — «Дубравка» Гундулича—был сыгран в Дубровнике в 1961 г. Почти за полвека Гавелла поставил около трехсот спектаклей — пьесы югославских драматургов Крлежи, Држича и Войновича, классиков: Шекспира и Шоу, Эсхила и Бомарше, Шиллера и Тургенева; оперы Бетховена, Мусоргского, Моцарта, Сметаны. Стравинского и др.

После освобождения Югославии от фашистов Гавелла участвовал в создании в Белграде Югославского драматического театра; в 1954 г. организовал в Загребе театр.

Б. Гавелла был также теоретиком театра и педагогом.

К.С. Станиславский о спектакле «Голгофа» Крлежи

Первый акт изображает тайное собрание партийных вождей. Оно происходит в полной темноте, на черном бархате. Видны два-три блика света от лампы на большом столе заседания. Действующие лица и режиссер сумели естественно и просто ввести в световые блики тех артистов, которых им нужно было показать, и вовремя убрать в тень тех, которые выполнили свое дело. Вся эта конспиративная сцена шла таинственным шепотом, причем ни одно слово не комкалось и не пропадало. Те, кто знаком с нашим делом, поймут, чего стоило добиться этого. Еще труднее в ансамблевой сцене взять самый скорый и нервный темпоритм и крепко держать его, не сползая вниз. Для этого нужен очень чуткий, отзывчивый и хорошо упражненный темперамент, которым могут похвастаться хорватские артисты. В темноте происходили взрывы негодования, драки, удушение кого-то, протесты, жалобы, вопли. И, несмотря на длинноту и однообразие акта, актеры и режиссер сумели держать зрительный зал все время в большом напряжении. Я с восхищением специалиста отмечаю это техническое достижение…

Это интересно:  125 лет советскому актеру и режиссеру кукольного театра Евгению Деммени

В другой сцене, изображающей мастерские корабельной верфи, происходит в течение всего акта народная сцена, изображающая зарождение бунта на фабрике и революции. Все время без остановки скрипят какие-то рычаги, подающие тяжести, стучат шестерни, звенят полосы железа, ударяют огромный паровой и маленькие ручные молоты. По сцене проносят раскаленные металлические части будущего корабля, движутся люди, с толком подымают и опускают подъемники, вертятся трансмиссии, пылает огонь в кузнечных горнилах, по подмощенным лесам двигаются сверху вниз и снизу вверх длинные вереницы рабочих.

Действие идет одновременно в трех этажах строящегося корабля, на авансцене и на арьерсцене. И отовсюду четко, так, что не пропадает ни одно слово, подаются реплики отдельных лиц, участвующих в народе. В промежутках между ними происходят стуки, удары, всякие фабричные шумы. Они срепетированы так, что не покрывают собой реплик, а всовываются как раз в середине между словами. Сцена поражает своей срепетированностью…

Другая сцена, точно выходя из общереального тона постановки, впадает в импрессионизм и мистику. И здесь сказываются фантазия и талант режиссера, который умеет добиться впечатления призрачности с материальными телами актеров и картоном бутафории и декораций. Он владеет и светом и планировкой и знает многие законы сцены, о которых не ведают другие прославленные театры и мастера сцены.

Из кн.: Станиславский К. Собр. соч. В 8-ми т. Т. 6. М., 1959.

Лит.: Гавелла Б. Драма и театр. М., 1976.

Театральный календарь на 1985 год. М., 1984.



Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ