ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ — Всеволод Смирнов — архитектор, художник, кузнец
И. Б. Голубева.
Работы В. П. Смирнова в реставрации памятников архитектуры
Покровская башня, одна из самых крупных средневековых башен Европы, служившая на протяжении почти 250 лет оборонительным сооружением, уже к началу XIX в., в изменившихся общественных условиях, стала восприниматься как кладовая народной памяти. О воинском подвиге Пскова в 1581 г. Н. М. Карамзин писал: «…То истина, что Псков… спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей Истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени» (*1).
Целью послевоенной реставрации Покровской башни, кроме обязательного её сохранения, стало создание символа оборонной мощи Пскова, своеобразного «сигнала» нашим современникам о роли города в истории России. Эта мысль особенно остро воспринималась после победы в Великой Отечественной войне, и не случайно с 1956 года было начато восстановление исторических городов, пострадавших в войну. Псковский Кремль был включён в программу восстановления, и эти работы были поручены московским реставраторам. Восстановление Покровской башни с примыкающими к ней крепостными стенами стало событием, равным по значению работам в Кремле.
История воинского подвига псковичей и события обороны Пскова в 1581 г. были хорошо известны по письменным источникам, но история строительства Покровской башни в те годы специально не изучалась: не было возможностей и времени. Отрывочные сведения не создавали связной линии жизни башни, её изменений во времени, и реставрационные решения были основаны на результатах исследования самого памятника. Сегодня, после исследования истории Покровской башни, новые сведения о ней не противоречат принятым реставрационным решениям. Это ещё раз свидетельствует о профессионализме и мощной творческой интуиции мастера — Всеволода Петровича Смирнова.

Покровская башня, изначально построенная во главе южного угла Большого Окольного города, получила название по Покровскому мужскому монастырю, возле которого была сооружена в 1465 г. (в тот период — в дереве). Башня горела в пожар 1471 г. и была сруб-лена заново вместе со стеной. Псковские летописи сообщают, что в 1481/1484 гг. началась повсеместная замена деревянных стен Окольного города на каменные (*2). Строительство первой каменной Покровской башни можно датировать 1478-1481 гг. Этот период исследователи называют первым фортификационным скачком, связанным со строительством русских крепостей и широким распространением огнестрельного вооружения.
Псковичи всегда чутко реагировали на военные новшества, в годы перемирий внимательно отслеживали появление нового оружия и стремились быстро укреплять оборонительные сооружения. Не случайно московское правительство на протяжении XV столетия делало ставку на присоединение Пскова к московскому княжеству не только в отношении увеличения подвластных ему территорий, но и учитывая военный потенциал города.
С 1510 г. для Пскова началась новая эпоха, которая произвела переворот во всех сферах жизни псковичей. В большой степени это относится и к крепостным сооружениям города: под 1517, 1524, 1535 гг. в летописях появляются сообщения о работах по строительству, ремонтам и укреплению крепостных стен. Предположительно, Покровская башня была ремонтирована после крупнейшего псковского пожара 1550 г.: к этому времени каменная башня существовала уже около 70-ти лет и неизбежно должна была подвергаться ремонтам. Однако в центре поистине исторических событий Покровская башня оказалась в конце затяжной Ливонской войны, когда войска польского короля Стефана Батория подошли к Пскову, угрожая не только городу, но и существованию всего московского княжества. В середине XVI в. Псков был самым вооружённым русским городом, и его взятие означало победу Стефана Батория над московским князем Иваном Васильевичем IV, Грозным.
Многонациональное войско Батория подошло к Пскову в конце августа 1581 г. и заняло посады с южной стороны города. Местом штурма были назначены юго-западный угол Окольного города и Покровская башня.
Псковскими летописями ход военных действий излагается последовательно и кратко:
«Лета 7089. Августа в 18 день, на память святых мучеников Флора и Лавра, Литва ко Пскову пришла. Того же году, августа в 26 день, на память святых мучеников Андреяна и Наталии крепко Псков облегли,
…Сентября в 1 день начаша к городу борозды копати. Того же сентября, в 4 день, в ночи, поставили туры. Того же сентября, в 7 день, в четверток на первом часу дни, начаша бить из наряду. Того же сентября в 8 день, на Рожество пречистыя Богородицы, в пяток в 5 часу дни, был болшой приступ, и в третий час ночи отбили Литву.
Того же сентября в 20 день литовские гайдуки удариша каменеем во образ чудотворной страстотерпца христова Димитрия. Того же дни вышел стрелец Игнаш, и подкопы сказал.
Сентября в 23 день наши слухи с литовскими сошлися.
Октября в 24 день стреляли, розжигая ядра в город.
Октября в 28 день Литва пришла со щиты стену подсекати кирками и всякими запасы.
Ноября во 2 день от Великия реки по леду приступаху. Ноября в б день, на память преподобного Варлама, в 4 час нощи, из ям вышли и наряд из за туров выволокли.
Декабря в 1 день на память святого пророка Наума, король по-шол от Пскова в Литву.
Генваря в 4 день была выласка в Песках останошная.
Генваря в 9 день прислал пан канцлер ларец с Оманом.
Генваря в 17 день пригонил гонец от послов во Псков Александр Хрущев, сказал, что помирилися с Литвою.
Месяца февраля в 4 день полски гетман пан канцлер отъиде ото Пскова с силою литовскою в Литовскую землю» (*3).
По материалам «Дневника последнего похода Стефана Батория на Россию. Осада Пскова», составленным королевским секретарём, ксендзом С. Пиотровским, уточняются многие детали событий. Так, в день перед решающим штурмом, 7 сентября 1581 г. записано:
«…сегодня с рассветом начали громить город с трех батарей — польской и двух венгерских. На польской, под командой Ухровецко-го, восемь орудий, направленных на башню, стоящую у ворот (Свинузскую); на венгерских другие восемь, которые действуют по угловой башне у реки Великой; …С третьей батареи, поставленной на той стороне Великой, венгерцы стреляют также по угловой башне. Целый день без перерыва били крепко в башни и стены, и с Божьей помощью продырявили их ядрами настолько, что завтра подумываем о штурме и надеемся, что эта часть города, или, как здесь называют, первый замок, будет наша» (*4).
8 сентября
«…Как венгерцы, так и поляки своими выстрелами разбили по одной башне и около каждой из них пробили в стене проломы такой ширины, что через них можно было удобно идти на приступ…
Что приступ прошёл неудачно, обвиняют главным образом венгров. Надо было подождать хотя один день, сделать пролом пошире, собрать о нем надлежащие сведения…»
9 сентября
«…Русские в проломах, сделанных нами, снова ставят срубы и туры и так хорошо исправляют их, что они будут крепче, нежели были прежде.
…Хотим мы покуситься еще на один приступ и подумываем о подкопе…» (*5).
Потерпев неудачу при первом решительном штурме, Баторий приступил к планомерной осаде города. Между осаждавшими и защитниками Пскова развернулась скрытная «минная война». Неприятель стремился тайно подкопаться под укрепления Покровского угла и поднять их на воздух перед новым приступом. Псковичи устраивали контрмины, стремясь уничтожать вражеские подкопы заблаговременно. Покровская башня пустовала после сентябрьского штурма и даже были неудачные попытки вновь занять ее. В конце октября вместо «разбитой» Покровской башни защитниками был спешно выстроен новый деревянный раскат, на который поставили орудия. На протяжении четырёх месяцев Покровская башня подвергалась обстрелу с батарей, установленных в Мирожском монастыре, а под её стены вели подкопы со стороны реки Великой. За всё это время псковичи выдержали 231 более или менее значительных приступов и произвели 47 вылазок (*6).
Не вызывает сомнений, что после снятия осады в январе 1582 г. крепостные стены, башни и монастырские строения не могли оставаться в руинах. В память военных событий в монастыре заново возвели мемориальный парный храм во имя Покрова и Рождества Богородицы (праздник Рождества Богородицы — 8 сентября приходится на день штурма).

Вопрос о точном времени послевоенного восстановления Покровской башни и примыкающих к ней прясел крепостной стены остаётся открытым. Предположение о том, что башня и стены были восстановлены до конца 1580-х гг., имеет несколько оснований. Важно то, что формы и размеры существующей Покровской башни, её камеры, бойницы, лестницы — сам тип оборонительного сооружения, относится к эпохе второго фортификационного скачка — периоду высокого развития артиллерии, к концу XVI-XVII вв. Диаметр башни и ширина пролёта не имеют равных среди подобных крепостных сооружений; толщина стен также не имеет аналогов в русских средневековых крепостных сооружениях. Типологически башня может быть датирована концом 1580-х гг. Боеспособность башни в начале XVII в. подтверждается событиями 1609 г.: «Бояре повелеша стреляти с Покровской башни по Стрелецкой слободе и полонищане не даша им стреляти и с башни сбита» (*7), что свидетельствует о боевом состоянии Покровской башни.
В течение всего XVII в. укрепления Покровского угла (как и вся городская крепость) оставались жизненно необходимыми Пскову, Различные описи башни регулярно сообщают о составе орудий, количестве наряда (вооружения) в четырёх боевых ярусах башни.
В 1687 г. Покровский угол пострадал от сильнейшего в истории города пожара, в котором «…огорело на городовой стене кровли на 713 саженях, да на трёх на Покровской, на Свинорской и на Великой башнях кровли ж и мосты в башнях выгорели» (*8).
В сентябре того же 1687 г. по царскому указу стольником и воеводой П. А. Головиным и дьяком М. Горбовым была сделана годовая сметная роспись погоревших крепостных сооружений, в которой о Покровской башне записано:
«…И та башня крыта была шатром и с чардаком и с обламами и тот шатёр во 195-м году июля в 1 день в пожар, как горело во Пскове в Полониском конце, згорел, и от великого жару которая была в той башни в верхнем бою пищаль Раномыжская розвалилась на трое, и стан и колёса згорели, а середняго третьего бою пищали все в целости. И та Раномыжская пищаль и которые пищали в целости той Покровской башни взяты на Казенной двор, а станы и колеса тех всех пищалей, которые в целости ж, згорели ж» (*9).

В 1693 г. шатёр Покровской башни был выстроен заново но вскоре был сломан бурей восстановлен шатёр был через год, о чём сообщается в очередной отписке воеводы: «В прошлом в 201 (1693) году июня 25 числа писали мы вам, государям, о постройке на Покровской каменной башне шатра и в той башне мостов, что июля 21 день от ветреной бури на той Покровской каменной башне шатёр весь сломило без остатку и мост проломило, а достальной весь сгнил и октября по 5 число нынешнего 202 (1694) году велел я на той Покровской башне сделать шатёр весь новый и покрыть новым тёсом для того, что от тое башни от непостройки полатному каменному строению была б великая поруха. А на постройку той башни, на новый шатёр и на покупку тёсу и лесу и гвоздья и скалы и за работу плотникам и работникам от того шатёрного дела вышло 33 рубли 14 алтын пол шесты деньги. А вершилось то шатерное строение с сентября по октябрь нынешнего 202 (1694) году» (*10).
Городовая опись 1699 г. сообщает: «Башня науголная Покровская круглая на берегу Великие реки, крыта тёсом, мерою кругом з загородней стороны 30 сажен, а внутри мерою в длину 12, а поперег 10 сажен; на ней шатёр рубленой брусовой; на шатре чардачок с обламами дощатыми и с прапором, крыт тёсом же. Да в той же башни для всходу вверх 6 лесниц да 3 моста деревяных, да верхних, и средних, и подошевных 36 боев, да ворота вылазные за город, закладе-ны кирпичём. Да в той же башни подошевных же нижних 6 боев. А у той башни с лица и изнутри бойницы, и лесницы и обламы каменные осыпались, да внизу по обе стороны осыпалось с лица в вышину по сажени, поперег по аршину…» (*11).
Здесь впервые сообщается о том, что шатёр над башней был рубленым, а не стропильным.

Положение псковской крепости резко изменилось с началом Северной войны (1700-1721 гг.). После поражения русских под Нарвой осенью 1700 г. Пётр I, ожидая быстрого контрнаступления шведов на Псков, отдал приказ модернизировать старую псковскую крепость по образцу европейских фортификаций. Псковские башни и стены были освобождены от деревянных крыш и шатров и полностью или частично засыпаны землёй, служа основанием новых батарей. Так, в числе других, была засыпана и Покровская башня, а с юго-запада от неё был сооружён земляной полубастион.
До победного перелома в Северной войне модернизированную псковскую крепость поддерживали в исправном состоянии. Покровский угол держал круговую оборону вдоль берега реки Великой и южной линии крепостной стены.
Однако с начала 20-х гг. XVIII в. документы отмечают начинающееся разрушение. В Доношении в Военную коллегию воеводы И. Ржевского от 29-30 января 1720 г. отмечается:
«У Покровской башни под болварком потайной ход землёю засыпало и мост батарейной обвалился и подгнил и штурмфал погнил же.
На верху оной башни мосты батарейные под пушками згнили и обвалились.
От оной Покровской башни до верхних решоток восем болварков и у оных болварков мосты батарейные и штурмфалы погнили и обвалились и полисад подгнил и обвалился и бойницы пообсы-пались…
У проезжих городовых ворот над воротами в башнях мосты и лесницы все погнили и обвалились.
У полисадских ворот и столбы погнили и обвалились» (*12).
С середины XVIII столетия начинается быстрый распад крепости от человеческого небрежения и непогоды. Известняковая кладка, утратив наружную обмазку, быстро превращалась в аморфную груду щебня. Оплывали и зарастали деревьями земляные рвы и насыпи. Население свободно разбирало плитяные стены крепости для частных нужд. Проездные ворота на основных городских магистралях были постепенно расширены до бесформенных проломов. Прямых документальных свидетельств о состоянии Покровской башни в XVIII-м и первой половине XIX вв. не сохранилось. Известно лишь, что небольшой ремонт был проведён здесь в 1860 г. (*13) В августе 1867 г. была даже создана Комиссия для надзора за работами по ремонту крепостных стен вдоль набережной реки Великой.

О состоянии и сохранившихся формах Покровской башни известно из чертежей-рисунков И. Ф. Годовикова (1857-1867 гг.). Башня показана четырёхъярусной, ещё сохранившей следы облицовки и наклонных бойниц верхнего яруса. Годовиков докомпоновывает башню условным силуэтом, показывая её предполагаемую высоту. Годовиков показывает, что Покровская башня потеряла к середине XIX в. свой верхний боевой ярус, расширявшийся и нависавший над стенами, имевший бойницы-машикули для стрельбы вниз. Таким образом, чертежи-рисунки И. Ф. Годовикова имеют элементы реконструкции утраченных к середине XIX в. завершений каменной части башни в целом.

Существенно то, что в XIX в. и в первой половине XX вв. попыток реконструкции башни в полном её объёме не предпринималось, но состояние конструкций и облицовки Покровской башни вызывало тревогу специалистов. Академик архитектуры К. К. Романов, куратор памятников архитектуры Пскова от Академии Наук СССР (ИИМК), регулярно выезжавший в Псков, в 1938 г. писал в путевом дневнике: «Покровская башня. Реставрации не проводилось. Необходим срочный ремонт, цоколь разрушен на большую глубину, арки и переходы грозят обвалом… лишены облицовки… те же разрушения наблюдаются в примыкающих стенах, составляющих один целый военно-исторический комплекс, включая подземный ход..» (*14), в 1939 г. под руководством К. К. Романова в Покровской башне были проведены первоочередные противоаварийные работы, но их точное содержание документами не отражено.

Во время Великой Отечественной войны «на башне была установлена немецкая зенитная батарея, в «слухах» устроены бомбоубежища» (*15), что свидетельствует о том, что башня не была засыпана полностью изнутри: её подземный ярус использовался в XVIII и XX вв.
Первая научная реставрация Покровского угла была проведена в 1956-1962 гг. под руководством архитектора Псковской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской Всеволода Петровича Смирнова. Заказ на реставрацию Покровской башни и примыкающих прясел крепостных стен был получен в конце 1955 г. от областного отдела по делам архитектуры и строительства при Псковском облисполкоме.
(*1) Н. М. Карамзин. История Государства Российского. Книга III (тт. IX—XII). СПб., 1845. С. 198.
(*2) П2Л, Синодальный список. С. 63. Вып.
(*3) П1Л. Прибавления. Окончание списка Оболенского. С. 115.
(*4) «Дневники последнего похода Стефана Батория на Россию. Осада Пскова». В кн. Осада Пскова глазами иностранцев. Дневники походов Батория на Россию. 1580-1581 гг. Псков, 2005. С. 336.
(*5) Указ. соч. С. 337-339.
(*6) Яковлев В. В. История крепостей. Эволюция долговременных фортификаций. СПб., 1995. С.57-58.
(*7) П2Л, Архивский 2-й список. С. 274. Вып. 2.
(*8) РГАДА, ф. 159, on. 1, д. 3013, л. 6-7.
(*9) РГАДА, ТЕТРАДЬ «SILVER»: ф. 210, оп. Дела разных городов, д. 5. Смета 196 г. (сентябрь 1687 г.). Приказная изба.
(*10) РГАДА, ф. 141, оп. 7, д. 42, л. 414, 1694 г.
(*11) МАМЮ, Т.VI. М., 1914. С. 235-236. 7207 г. (1699 г.), январь. Извлечение из годовой сметы.
(*12) РГАДА ф. 248, оп. 4, кн. 192. лл. 289, 307-309.
(*13) Архив ПФИ «Спецпроектреставрация», д. 3.1.3-270, л. 4.
(*14) ЛОИИМК, ф. 29, 1938 г., д. 875. Дневники К. К. Романова, л.14.
(*15) Архив Пф ФГУП института «Спецпроектреставрация», 3.1.3.-267, август 1957 г. Рукопись. Описание технического состояния памятника архитектуры Покровская башня. В. П. Смирнов.
Святые ворота Снетогорского монастыря (И. Б. Голубева. Работы В. П. Смирнова в реставрации памятников архитектуры) — к предыдущей главе книги
к следующей главе книги — Исследование и реставрация Покровской башни (И. Б. Голубева. Работы В. П. Смирнова в реставрации памятников архитектуры)
ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ — Всеволод Смирнов — архитектор, художник, кузнец
В 2012-м году в память о Всеволоде Смирнове его сыном и друзьями Всеволода Смирнова была издана книга под названием «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец». Книга была выпущена достаточно большим тиражом для нашего времени в 1 200 экземпляров, но тираж быстро разошелся и для многих, в особенности для подрастающего поколения, материалы книги остаются недоступными. В связи с чем, с согласия сына Всеволода Смирнова Дмитрия Смирнова и авторов книги, публикуем материалы книги на страницах нашего сайта для того, чтобы как можно больше людей смогли свободно познакомиться, посмотреть и прочесть все материалы, представленные в книге.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ