14-го апреля исполняется 115 лет со дня рождения литовского советского писателя и драматурга Иозаса Балтушиса* (настоящие имя и фамилия Альбертас Карлович Иознеас) (1909-1991). К этой дате публикуем очерк о творчестве литовского драматурга.
Балтушис прошел суровую школу жизни. Родившись в семье батрака, он с детских лет работал на кулаков и получил отнюдь не идиллическое представление о литовской буржуазной деревне. Юношей поступил рабочим в типографию, где и оставался до 1942 года. Но уже с 1932 года в периодической печати появляются его рассказы и фельетоны. Начавшаяся война не прерывает его литературную деятельность. Вместе с группой литовских писателей он эвакуируется в Пензу. К этому времени Балтушис уже твердо знает, на чьей стороне он будет бороться. Он пишет острые обличительные радиоскетчи о порядках в занятой фашистами Литве. Переданные в эфир, они сыграли немалую роль в мобилизации литовского населения на борьбу с оккупантами. На общем фоне национальной литературы заметно выделяются и рассказы Балтушиса: писатель-самоучка обладал отличным чувством времени, прекрасным знанием жизни и стойким желанием участвовать в ее преобразовании.
После войны Балтушис возвращается на родину, пишет публицистические статьи о пережитках буржуазно-националистической идеологии, а в 1948 году появляется его пьеса «Поют петухи». Как и все, выходящее из-под пера Балтушиса, пьеса оказалась чрезвычайно актуальной. В пору, когда в республике развернулось колхозное движение, очень важно было развенчать буржуазно-националистические идеи о неклассовой природе литовского крестьянства, об идиллическом его единстве, о кончившемся «золотом веке» деревни. Эта задача и воодушевляла автора пьесы. В ее сюжетную основу была положена история трагических отношений бедняка Лабутиса и кулачки Рукене. «Двенадцать лет я работал на кулака,— писал И. Балтушис,— я взял событие, действительно произошедшее с лучшим другом моего детства. Пьеса буквально писана кровью… Все время перед моим внутренним взором стояла трагедия, пережитая людьми в буржуазной Литве».
Мрачная атмосфера пьесы, страшные события, в ней представленные, не снижают социального оптимизма, которым она заряжена. Герой пьесы Лабутис, в начале не смевший обратиться к кулачке даже с просьбой, боязливо топтавшийся у порога ее дома, в конце драмы поднимается до бунта и пророческих угроз. Показывая трудный путь самосознания литовского бедняка, автор одновременно разрушает иллюзии о «хорошем хозяине»: достаток не приносит счастья и покоя в дом, лихорадочная забота о приумножении богатства разлагает душу, калечит связи человека с семьей и окружением.
Драма «Поют петухи» была сразу же поставлена в Литве, а вскоре в Польше и Чехословакии. В 1953 году Балтушис написал новую пьесу — «Перед зарей», уже о колхозной деревне. На этом же материале им был создан киносценарий «Заря над Неманом», ставший основой широко известного фильма. А в 1960 году среди трех картин, награжденных «Хрустальным глобусом» на международном кинофестивале в Карловых Варах, оказалась литовская лента «Живые герои». Фильм, в котором проявились лучшие тенденции современного литовского кинематографа, был составлен из двух новелл. Одна из них была снята по рассказу Балтушиса. Так в очередной раз созданное писателем оказалось созвучным времени.
Э. Норкуте Лит.: Балтушис И. Избранное. Вильнюс, 1953.
Памятные книжные даты. М., 1984.
* Имя произносится в различных вариантах в разных источниках, например, произносится так -Юозас Балтушис.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ