125 лет со дня рождения болгарского режиссера и педагога Бояна Дановского

19 августа — 125 лет со дня рождения (1899-1976) Бояна Дановского, болгарского режиссера и педагога.

Боян Дановский — один из основоположников современной болгарской режиссуры.

Творческая индивидуальность Дановского, работавшего в начале 1930-х годов в Германии, формировалась под воздействием революционного театра Брехта и Пискатора. Вернувшись на родину, в Софию, Дановский организовал агитационный театральный коллектив «Народная сцена» (1932—1933), поставил в Народном театре «Меркаде» Бальзака (1935), «Как вам это понравится» Шекспира (1936), «Школу злословия» Шеридана (1938). Он основал в Софии театральную студию (1936), где учебная работа велась по системе Станиславского.

Особенно плодотворна деятельность Дановского в театре социалистической Болгарии. Он был главным режиссером Народного театра (1947—1951), Народного театра молодежи, молодого Сатирического театра. Среди лучших его постановок — романтическая драма И. Вазова «Под игом» (совместно с Н. О. Массалитиновым), пьесы современного болгарского писателя О. Василева «Тревога» и «Счастье». На сцене Народного театра им поставлены «Молодая гвардия» по А. Фадееву, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Егор Булычов и другие» М.1 орь-кого. Его постановку комедии В. Маяковского «Клоп» (1960) в Сатирическом театре болгарская критика расценила как выдающееся событие театральной жизни страны.

Народный артист НРБ, лауреат Димитров-ской премии, Б. Дановский известен как воспитатель нескольких поколений актеров и режиссеров, автор книг по вопросам театра.

 

Из статьи Б. Дановского «Народная сцена»

…Когда мы проводили экзамены на звание актера нового театра, мы были настолько ортодоксальны в своих требованиях, что не принимали юношей и девушек, учившихся уже где-то искусству декламации или сценической игры. Нам хотелось найти в наших кандидатах жизненную подлинность, а не отзвуки того, что мы и они уже видели на сцене и на эстраде,— мы искали максимальную естественность и простоту, больше того — мы избегали принимать красавцев и красавиц, напоминавших сценических князей и герцогинь, лирических любовников и драматических героинь. Не брали мы и кандидатов с красивыми — «оперными»— голосами. Наши артисты должны были быть совсем, совсем, совсем простыми людьми из живой жизни, посланцами бедных софийских кварталов, фабрик, мастерских, училищ. Это увлечение, разумеется, отдавало натурализмом.

Это интересно:   Римский театр-крепость в Босре. Прекрасно сохранившийся памятник ушедшей эпохи

С одной стороны, это была реакция на стремление буржуазного театра облачить жизнь в розовый флёр, притупить остроту, украсить и скрыть уродство, сгладить грубость и, фальсифицируя будни, превратить театр в пестрый праздник ложной красоты. С другой стороны, натуралистические увлечения можно объяснить той обстановкой, в которой мы жили. Какой там пестрый праздник! Коммунисты погибали на улицах от полицейских пуль, гнили в тюрьмах, обливались кровью, когда их пытали в полиции; кругом аресты, судебные процессы, нищета, голод, больные дети.

Мы не хотели, чтобы наше искусство было розовеньким, трогательным и гладким — о жизни надо говорить сурово и жестко. И будущее мы не хотели рисовать в романтических красках — это похоже было бы на поповские проповеди: терпите страдания здесь и заслужите царствие небесное там.

Основным качеством наших театральных опытов была плебейская зрелищность, почти элементарная плакатность… Суровая классовая борьба не давала времени для тонкого психологизирования. Отсюда возникали и художественные средства — преувеличение, гротеск, укрупненные плакатные масштабы, эстрадные элементы — прямое общение актеров со зрителем, музыка, ритмика и пластика, выведенные на первый план.

«Театр», 1970, № 4.

 

…Едва ли найдется в Болгарии другой современный режиссер, чье творчество сопровождалось бы таким количеством споров. Дановский создавал свои спектакли в борьбе с натурализмом и схематизмом, с вульгарной социологией и вялым традиционализмом. Ему хорошо знакомы новаторские искания советского и мирового театра. Беспокойный, ищущий художник, защитник активного гражданского искусства, он ищет для него адекватную художественную форму…

Искусство Дановского нельзя оценивать изолированно от развития современной болгарской режиссуры, от творчества Н. О. Массалитинова, Ст. Сырчеджиева, Ф. Филипова, Кр. Мирского, М. Бениеша и других. Однако он наиболее последовательный выразитель того направления в нашем театре, которое характеризуется стремлением к преломлению традиций сквозь чувства и интеллект современного человека. Отсюда его подчеркнутая склонность к пластическому решению спектакля, к стилю, богатому метафорами и ассоциациями. Вместе с тем искусству Дановского присущ интерес к конкретности, к обыкновенному жизненному факту. И в этом сочетании— одна из главных черт его режиссуры.

Это интересно:   300 лет со дня рождения выдающейся французской актрисы Клерон

Дановский внимательно исследует современную политическую и духовную жизнь, страстно воюет против войны и фашизма, против мещанства и духовной скудости капиталистического мира. Эта публицистическая страстность свойственна самым различным спектаклям Сатирического театра, художественным руководителем и директором которого он является.

Талант Дановского многолик. Героическая и романтическая драма, неореалистическая драматургия, эстрадно-сатирические спектакли — все это предмет его внимания…

Уже два года со сцены Сатирического театра не сходит «Клоп» Маяковского, спектакль, который болгарская критика единодушно считает значительным явлением нашей театральной жизни. Успех спектакля зависит от таланта автора, режиссера и исполнителей, от таланта художника и композитора. .. Но прежде всего он основан на высоком гражданском пафосе и коммунистической страстности режиссуры. Мещанство, эгоизм, невежество, моральная деградация с треском оторвавшегося от своего класса «бывшего рабочего, бывшего партийца, ныне жениха» Присыпкина разоблачены смело и категорически. Вершина сатиры Дановского — «красная свадьба» — разгульная, дикая, невообразимая оргия всего, что остается за бортом жизни. Вторая часть «Клопа» поставлена изобретательно и одухотворенно — она верна духу Маяковского.

Феерически блистательная постановка «Клопа» вместе с тем отличается завидной трезвостью. Зал, смеясь, расстается с героями прошлого и с этим самым прошлым, вполне отдавая себе отчет в том, как проявляется оно в настоящем.

Постановка «Клопа» богата актерскими достижениями. Одно из них можно назвать выдающимся — это известный болгарский актер Г. Калоянчев в роли Присыпкина. Его исполнение почти всегда на границе импровизации. Остро и весело разоблачает Калоянчев эгоистическую природу своего героя. Думаю, что в его игре наиболее полно реализуются взгляды Дановского на современное театральное искусство, его искания стиля и облика Сатирического театра.

Из ст.: Димитр Канушев. Боян Дановский. — «Театр», 1962, № 9.

Лит.: Боян Дановский. Слово о советском театре. — В кн.: Вопросы театра. С6. статей и материалов. 1967. М., 1968.

Театральный календарь на 1974 год. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ
Это интересно:   125 лет американской актрисе и режиссеру Еве ле Гальенн