Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
АЛЕКСЕЙ БАРТОШЕВИЧ «ИДЕАЛЬНЫЙ СПУТНИК»… Читать ранее
Читать далее… БОРИС ПОЮРОВСКИЙ «МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ В ПОЕЗДЕ…»
Александр Басилов «Ступени круга»
(глазами родных, близких, коллег)
С Виктором Карловичем я познакомился летом 1965 года, когда была организована совместная гастрольная поездка студентов Школы-студии МХАТа и Московской консерватории по городам юго-западной Сибири. Подготовкой концертной программы занимался Виктор Карлович.
Совместно пережитые бурные гастрольные приключения сдружили нас со студийцами, а потому с осени мы частенько стали бывать на курсе В.К.Монюкова. В результате через некоторое время, привыкнув к присутствию на курсе композитора, Виктор Карлович предложил мне попробовать свои профессиональные силы и оформить два отрывка из пьес Э.Ростана для экзаменационного показа. Я с удовольствием согласился, тем более что до этого уже занимался подобной работой в студии Детского театра.
В.К.Монюков ставил сцену осады Арраса гасконцами из «Сирано». Он решил ограничить меня написанием одной «нежной и унылой», по возможности, гасконской (?) мелодии для флейты, что соответствовало тексту пьесы. В результате мы выбрали одну из прованских народных песен, чем-то напоминающую «Марсельезу» и потому однозначно воспринимаемую как нечто французское. Эту «марсельезу» пришлось сильно видоизменить по ритму и темпу, что неожиданно для меня придало ей необходимый характер — характер ностальгического воспоминания о родном доме. Тема очень понравилась студентам, и весь курс Монюкова к месту и не к месту мурлыкал ее себе под нос.
Но на экзамене произошел абсолютный курьез. Когда была произнесена реплика: «О пастушок мой, играй…», и все гасконцы на сцене заранее пригорюнились, заклинило магнитофон, и ничего не зазвучало. Повисла пауза, Монюков с удивлением смотрел на меня, а я медленно покрывался холодным потом и, сидя в зале, ничего поделать не мог. Мучительно длились вмещающие вечность секунды, пока, наконец, не прозвучала следующая, якобы за музыкой, реплика: «Их слезы вызвали те песни дорогие!» — и действие продолжилось.
После просмотра меня пригласили на обсуждение, куда я приплелся ни жив ни мертв. К моему неподдельному изумлению момент отсутствия музыки вызвал наиболее благожелательные отзывы членов экзаменационной комиссии и был оценен как удачная режиссерская находка, убедительно отыгранная студентами. Теперь уже я смотрел на Монюкова, чье лицо, несмотря на анекдотичность ситуации, ровным счетом ничего не выражало. Между прочим, именно Виктор Карлович был мастером «держать паузу» в самых различных житейских ситуациях, в чем я неоднократно впоследствии убеждался.
Хотя моя не прозвучавшая музыка и была оценена положительно, я все же побаивался, что кто-нибудь задаст вопрос: «Простите, а что же сделал в этом отрывке композитор?» — однако он не прозвучал.
Через некоторое время состоялась еще одна творческая встреча с Монюковым, которая, как я думаю, была неожиданностью для него. Она произошла не в Школе-студии, а на Шаболовке, в Литературной редакции Центрального телевидения, где режиссер И.Якименко ставил пушкинскую «Полтаву».
Виктора Карловича пригласили читать текст от автора, а я написал музыку и даже уже записал фонограмму. Монюков был чтецом превосходным и отличался от своих коллег тем, что произносил стихотворный текст удивительно фонетически вкусно.
Благодаря опыту и мастерству Монюкова, а также тому, что он приходил на репетиции блестяще подготовленным, постановка сладилась весьма скоро.
АЛЕКСЕЙ БАРТОШЕВИЧ «ИДЕАЛЬНЫЙ СПУТНИК»… Читать ранее
Читать далее… БОРИС ПОЮРОВСКИЙ «МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ В ПОЕЗДЕ…»
Из книги:
НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.
Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Варловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.
Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.
Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.
Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ