ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ — Всеволод Смирнов — архитектор, художник, кузнец
И. Б. Голубева.
Работы В. П. Смирнова в реставрации памятников архитектуры
Работы 1956 г., начавшиеся в феврале, состояли в обмерах свободных от фунта камер боев, деталей интерьера, а по мере расчисток — обмерах планов ярусов башни. Работы выполнялись В. П. Смирновым и Ю. В. Сусленниковым. Одновременно В. П. Смирновым изучались имеющиеся историко-архивные и изобразительные источники (*1).
В 1957 г работы по натурному исследованию и обмерам башни были продолжены, причём выполнены исследования нижнего яруса, обмеры фасадов башни, заложены шурфы и зондажи. В мае этого же года начались срочные противоаварийные работы по укреплению кладки стен и сводов подземной галереи башни. Надзор за производством реставрационных работ был разделен между архитектором В. П. Смирновым, автором проекта реставрации, и техником-архитектором Ю. В. Сусленниковым, который активно работал на памятнике и во всём был правой рукой Смирнова. В результате появилось два документа — два дневника надзора за производством работ на разных участках башни. Все записи касаются реставрации
каменной части башни и в том числе восстановления верхнего утраченного яруса и его укрепления под шатровую кровлю (*2). В августе 1957 г. реставраторы приступили к рабочему проектированию по укреплению сводов камер боев; тогда же Смирновым составлено описание технического состояния башни на период её раскрытия от земляных насыпей 1701 г. (*3)

В преамбуле к описанию технического состояния В. П. Смирнов, изучивший летописные материалы, предполагает, что Покровская каменная башня была построена к концу XV в., после строительства в 1478 г. Сокольской башни и башни над Великими воротами — первыми известными нам каменными башнями на южной линии крепостной стены. Смирнов предполагает, что к 1609 г. башня была отремонтирована после разрушений 1581 г., ссылаясь на летописное сообщение о стрельбе с башни по стрелецкой слободе во время бунта.

Далее Смирнов подробно описывает состояние кладки, стен, бойниц, камер боя, обращаясь иногда к фотографиям башни конца XIX начала XX вв., когда ещё можно было увидеть утраченные к середине XX в. детали. Интересно наблюдение архитектора о следах пожара 1687 г. на северной стене башни.

«Проектным заданием реставрации памятника архитектуры XV в. Покровской наугольной башни в г. Пскове» (*4) предусматривалось выполнение графической части проекта реставрации башни с вариантом покрытия и с его конструктивной частью к 1 января 1958 г. Проект реставрации должен быть представлен на рассмотрение и утверждение научно-методического совета АН СССР. Рабочая документация должна была быть утверждена в Управлении по делам архитектуры при СМ РСФСР. Задание подписано начальником областного отдела по делам архитектуры и строительства при Псковском Облисполкоме, известным псковским архитектором, А. А. Ларкиным.
В июне 1957 г. ПСНРПМ была составлена смета-калькуляция стоимости проектно-изыскательских работ по Покровской башне с пряслами стен на сумму 114551.00 руб. Тогда же было предусмотрено выполнение рабочих чертежей фрагментов башни, находящихся в аварийном состоянии (*5).

В 1958 и 1959 гг. Смирновым и Сусленниковым выполнялись одновременно обмерные, проектные и рабочие чертежи крупных деталей башни. В то же время шло производство спасательных противо-аварийных работ непосредственно на башне, и Всеволод Петрович вел ежедневный авторский надзор на строительной площадке.
В 1960 г. планировалось начало реставрационных работ по башне, включая докомпоновки и вычинки арок, облицовочных слоев, а также устройство ярусов деревянных мостов-настилов из бревен по балкам, установку в 3-м ярусе стоек с врубкой стропил в мауэрлаты, т. е. устройство стропильной конструкции шатра. Шатёр предполагался с обрешеткой под тёс в два слоя (*6).
В июне 1962 г. ПСНРПМ вновь была составлена «Смета на реставрационно-восстановительные работы шатра с чердачком Покровской башни в гор. Пскове» на сумму 11986 руб. Сметой была предусмотрена «заготовка, сборка стропильных конструкций шатра с устройством сопряжений и постановкой креплений», а также покрытие шатра и шатрика тёсом в два слоя и другие детали шатрика. Для восстановления стропильной конструкции предполагалось устройство лесов (*7).

В это время подходила к концу реставрация каменного объем башни, были укреплены арки всех камер пушечных боев в трех ярусах, бойницы, внутристенные межъярусные лестницы; вычинена снаружи и изнутри облицовка стен, протезированы вывалы кладки» расчищен подземный ярус. Шли работы по восстановлению верхнего, четвёртого яруса с зубцами и машикулями, армировалось основание под шатёр. Исследование, обмеры и производство работ велись одновременно в разных уровнях башни на протяжении полных семи лет (1956-1962 гг.).

В процессе исследования был создан гипсовый макет башни с шатром, принято решение о методах реставрации памятника. Основанием к целостной реставрации стали несколько факторов: непревзойденное историческое значение башни — узлового центра обороны Пскова от войск Стефана Батория при штурме 1581 г.; память о мужестве защитников города, павших и оставшихся в живых псковичах; градостроительная роль башни — угловой доминанты, завершающей панораму Псковской крепости с запада, от реки Великой; историко-архитектурное значение башни как памятника псковского зодчества — особенности её каменных конструкций и деревянного завершения — грандиозного шатра с чердачком и прапором.

Однако проектная конструкция шатра башни не была осуществлена в натуре. Автор проекта реставрации В. П. Смирнов принял решение об изменении конструкции шатра со стропильной системы на рубленую «в режь», что соответствовало историческому описанию шатра в 1699 г. Видимо, решение было принято непосредственно перед началом производства работ и рубка венцов выполнялась «по месту», т. к. проектной документации на данный вид конструкции в архивах не обнаружено. Сознавая огромную ответственность за восстановление шатра, он лично ежедневно участвовал в работах, регулировал в процессе работ все особенности возведения колоссального сооружения (*8).

Всеволод Петрович Смирнов принял техническое решение в рамках своей компетенции автора проекта, не изменяя общего задела, пропорций и деталей шатра и всей башни в целом. Как реставратор он следовал сведениям источника 1699 г., как архитектор понимал, что перекрыть криволинейное в плане пространство башни с пролётом 23×27 м надёжнее самонесущей конструкцией, каковой является тип «режевого» шатра высотой 19 м.

в процессе реставрации
Как художник Смирнов чувствовал, что такой уникальный во всех отношениях памятник в результате реставрации должен быть также уникально экспонирован, а показать пространство башни — грандиозного сооружения, символа обороны, возможно, сохранив в целости его интерьер, без дробления по вертикали и горизонтали.

Архитектор-реставратор В. П. Смирнов сохранил подлинное произведение оборонного зодчества Пскова, подчеркнул его индивидуальные черты и обобщил признаки, присущие мировому оборонному зодчеству, возведя Покровскую башню до всеобъемлющего символа.
На протяжении 35 лет Покровская башня с шатром, увенчанная чердачком с кованым прапором-флажком, изображающим барса с поднятой лапой, была действительно символом воинской славы Пскова. Каждый турист или любознательный пскович, вступив в сумрачное пространство интерьера, испытывал чувство потрясения: в пересечении солнечных лучей, исходящих из бойниц, парила, уходя в немыслимую высь, сложная, поражающая логикой, рукотворная конструкция шатра. Единое пространство каменных стен продолжалось с гой же непреодолимой мощью в рубленых «в режь» бревенчатых венцах.
Никаких слов и пояснений после этого эмоционального потрясения не требовалось: интерьер Покровской башни «работал» и свидетельствовал, вызывал восторг, гордость и необъяснимое соединение времён, присущее подлинному искусству.

В Покровской башне не было специальной музейной экспозиции, она располагалась рядом, в церкви Покрова и Рождества Богородицы. После восстановления всего Покровского комплекса работа Смирнова была признана лучшей научной реставрацией в СССР.
Судьбы отечественных памятников после реставрации — особая тема. Реставрация — не завершение жизни памятника в истории, это процесс постоянного контроля и заботы о сохранении того, что было открыто и возвращено обществу как часть национальной культуры. Однако об этом просто не думали, и реставрированные церкви, крепости, гражданские здания оставались предоставленными самим себе или же беспощадно эксплуатировались.
Покровская башня в течение 32-х лет после реставрации не ремонтировалась, средства на поддержание деревянного шатра не выделялись. Только осенью 1995 г. был запланирован, наконец, ремонт конструкций шатрового покрытия, которые находились в остроаварийном состоянии
В последний раз Всеволод Петрович поднимался на башню, к основанию шатра, вместе с псковскими реставраторами в конце августа 1995 г. Осмотрев трухлявое дерево мауэрлата, Смирнов произнёс: «Обанкротились». Больше не сказал ни слова, а вскоре случилось большое несчастье: шатёр Покровской башни сгорел мгновенно и страшно, оставленный без охраны при строительстве лесов. Через четыре месяца после пожара, в январе 1996 г., мастер скончался.

Незадолго до этого по верхнему ярусу башни были проведены консервационные противоаварийные работы (*9): установлена временная железная кровля (*10), существовавшая до 2009 г., времени, когда начались работы по восстановлению шатра в том виде, в каком он был создан В. П. Смирновым. Мощный импульс к восстановлению шатра и вторичной реставрации Покровской башни был задан другом Смирнова, Саввой Васильевичем Ямщиковым, сумевшим убедить губернатора Псковской области А. А. Турчака (*11) в необходимости восстановления этого символа воинской славы и доблести народа.
Вновь были сделаны обмеры и подняты все документы, найдены новые, неизвестные первым реставраторам Покровской башни. Проект был выполнен псковскими архитекторами-реставраторами второго поколения, фактически — учениками Смирнова, Лебедевой, Сусленникова. И так же, как некогда при Всеволоде Петровиче, при возведении нового шатра шёл ежедневный личный контроль архитекторов за ходом работ, а новый прапор, по точному образцу авторского (*12), был выкован сыном Всеволода Петровича, художником-кузнецом, Дмитрием Смирновым (*13).
В декабре 2010 г. Покровская башня вновь обрела свой уникальный архитектурный образ, завещанный мастером Смирновым.
(*1) Архив Пф ФГУП института «Спецпроектреставрация», 1.0.-128, 1956 г. Выписки из архивных и литературных источников о Покровской, Свинорской башнях и других крепостных сооружениях древнего Пскова. На 44 л. В. П. Смирнов.
(*4) Указ. архив. 3.1 3-268, рукопись, 1957 1961 гг. В. П. Смирнов; 3.1.3-269, рукопись, 1957-1962 гг., Ю. В. Сусленников.
(*3) Указ. архив, 3.1.3-267, рукопись, Покровская башня. Описание технического состояния. 1957 г. Смирнов В. П.
(*4) Указ. архив, «Проектное задание реставрации памятника архитектуры XV в. Покровской наугольной башни в г. Пскове», 1957 г., 3.1.3-270, с. 3.
(*5) Указ. архив, 1.0-125, с. 10, 1957 г.
(*6) Указ. архив, 3.1.3-262, с. 9-10, 3.1.3-263, 1960 г.
(*7) Указ. архив, 3.1.3-264, с. 1, 1962 г.
(*8) Размеры башни после реставрации: диаметр с-ю-23 м; диаметр з-в-27 м; обшая вы-сота с шатром 38.6 м; толщина стен 3,8-3,4 м.
(*9) Работы финансировались Гендирекцией «Псковреконструкция».
(*10) «Под консервацией понимают совокупность систематических мероприятий, проводимых для поддержания в хорошем состоянии памятников, включая техническое содержание некоторых элементов, в том числе кровли, внутренней отделки и т. д.».
(*11) Работы по восстановлению шатра Покровской башни инициированы и финансированы Администрацией Псковской области, непосредственно губернатором А. А. Турчаком.
(*12) Оригинал прапора Покровской башни фрагментарно сохранился после пожара, находится в фондах Псковского музея-заповедника,
(*13) Прапор создан на средства благотворительных пожертвований псковичей, Фонда Оксаны Фёдоровой «Спешите делать добро» (г. Москва) и «Центра социальных технологий» (г. Псков).
Покровская башня Окольного города Пскова (И. Б. Голубева. Работы В. П. Смирнова в реставрации памятников архитектуры) — к предыдущей главе книги
к следующей главе книги — Церковь Покрова и Рождества Богородицы в углу (И. Б. Голубева. Работы В. П. Смирнова в реставрации памятников архитектуры)
ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ — Всеволод Смирнов — архитектор, художник, кузнец
В 2012-м году в память о Всеволоде Смирнове его сыном и друзьями Всеволода Смирнова была издана книга под названием «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец». Книга была выпущена достаточно большим тиражом для нашего времени в 1 200 экземпляров, но тираж быстро разошелся и для многих, в особенности для подрастающего поколения, материалы книги остаются недоступными. В связи с чем, с согласия сына Всеволода Смирнова Дмитрия Смирнова и авторов книги, публикуем материалы книги на страницах нашего сайта для того, чтобы как можно больше людей смогли свободно познакомиться, посмотреть и прочесть все материалы, представленные в книге.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ