В 2025 году исполняется 570 дет со дня рождения персидского художника Кемаль-ад-Дин Бехзада (ок. 1455—1535).
На карте изобразительных искусств средневековую миниатюрную живопись разных национальных школ можно представить себе в виде обширного архипелага островов. Все они различны по очертаниям, каждый имеет свою флору и фауну, и жизнь протекает на каждом по-своему, они связаны между собой сообщением на парусных судах.
Средневековая миниатюра возникла как искусство иллюстрирования рукописных книг. В христианском мире это искусство сосредоточивается на религиозных книгах: иллюстрируются Библия, Евангелия, книги псалмов, праздничные минеи и часословы, реже — хроники, сочинения научного плана по астрономии, медицине, ботанике. Миниатюра мусульманского мира также постоянно обращается к нескольким книгам, но это книги иные: героический эпос Фирдоуси «Шах-Наме», иллюстрированные своды которого дошли до нас непрерывным рядом с XIV по XVII век, «Хамсе» (сборник Пяти поэм) Низами, поэмы «Бустан» и «Гюлистан» Саади, книга стихов — «Диван» Хафиза, реже — космография Казвини, плутовской роман «Мукам» Харири, сборник басен «Калила и Димна», различные исторические сочинения. Как видим — книги исключительно светского содержания. И тем не менее есть сходство в облике святых из коптских или сирийских евангелий XII века и героев миниатюр арабо-месопотамской школы; китайский дракон с одинаковым успехом украшает страницы армянских и индийских рукописей; зеленоватые нимбы византийских святых вдруг обрамляют головы шейхов и принцев в миниатюрах иранской книжной живописи эпохи расцвета при Тимуридах, в XV веке.
Красивейший из цветущих островов «архипелага миниатюры»— Иран — отличался от всех, но, оказывается, был в курсе ценностей и достижений, которыми гордились соседи. Это было средоточие азиатского культурного мира. Не случайно Герат — наряду с Самаркандом и Бухарой ставший культурным центром ти-муридского Ирана — называли «Афинами Востока».
Академия книжного искусства в Герате (ныне этот город находится на территории Афганистана) была основана при Шах-рухе (1405—1447). Она стала центром сложения особого стиля миниатюрной живописи, «гератской школы миниатюры», центром обучения художников и создания многочисленных иллюстрированных рукописей, хранящихся ныне во всех крупнейших библиотеках и музеях мира. В Герате жил и работал величайший художник — Бехзад — звезда первой величины в блестящем созвездии живописцев этой эпохи, мастер, работы которого впоследствии сравнивали с работами Дюрера, Мемлинга и Гольбейна.
Бехзад — один из немногих художников средневековья, о которых говорят историки. Видимо, слава его была велика уже при жизни. С ранних лет он начал работать в Герате при дворе султана Хусейна Мирзы. Его учителем считают Пир Сеид Ахмеда из Тебриза. Бехзад возглавлял гератскую школу миниатюрной живописи, потом переехал в Тебриз. Хроники говорят о нем как о признанном главе живописцев вплоть до 1535 года. Этот год считается годом смерти Бехзада.

Из манускриптов, иллюстрированных Бехзадом, известны 10, содержащие 90 миниатюр; есть также ряд рисунков и портреты, которые с полным основанием считаются исполненными его рукой. Первая работа Бехзада — миниатюры в «Софернаме» («История Тимура») — относится к 1467 году. Зрелый период творчества характеризуют иллюстрированные списки «Хамсе» Пизами и две рукописи конца XV века, хранящиеся в Ленинграде, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина: это миниатюры к поэме Хосрова Дехлеви «Любовь Меджнуна и Лейлы». К последнему периоду относятся некоторые портреты (например, Султан-Хусейна) и отдельные листы миниатюр, вклеенные в более ранние рукописи «Хамсе» или в сборные альбомы персидской миниатюры, составленные любителями и коллекционерами уже в XVI—XVII веках.
Разглядывая миниатюры мастера Бехзада, понимаешь, в чем тайна его очарования, что создавало ему славу среди мастеров не меньшей силы и виртуозности, не худшей выучки. В условную схему средневековой персидской миниатюры, в сложившийся канон изображения людей, пейзажа и архитектурного окружения, в плоское, как ковер, цветовое решение каждого листа, где действие разворачивается вверх, не создавая глубины пространства, где совмещены и читаются, как сама поэма, события, идущие во времени друг за другом, Бехзад внес дыхание самой жизни, жар своей любви к героям романтических поэм, к -красоте мира, к. пестрому многолюдству и прозрачному воздуху Герата. Огромные платаны его миниатюр, персиковые деревья, цветущие за годом год на фоне вечно голубого неба, кипарисы, гордо стоящие за пестрыми фаянсовыми куполами, — это был реальный мир плоскогорий Ирана, с ярким солнцем и прохладными вечерами, вознаграждавшими за дневной зной и дающими силу для новой работы. Легко представить себе комнату с побеленными стенами и низкий пюпитр, за которым сидел художник. На полу лежала желтая соломенная циновка, а в углу — немного подушек и ковер, расположиться на котором приглашались гости, поклонники его искусства. За домом был сад с большим бассейном спокойной воды. Густо росли деревья, цвели розы, зрели персики и виноградные гроздья свисали среди кустов. В таком окружении сидел Бехзад за работой изо дня в день, действуя кистью и пером, тоньше которых не употреблял никто ни раньше, ни после… Хроники утверждают, что когда в 1514 году шах Исмаил пошел войной на турок, он сказал: «Если бы я потерпел поражение и моя столица была бы взята неприятелем, я не хотел бы, чтобы попали в р.ки врагов Махмуд Нишапури — мой придворный каллиграф — и мастер Бехзад». Их заботливо укрыли, и первый вопрос после этого неудачного похода был: «Жив ли Бехзад?». Прижизненное признание — не таксе уж частое явление в истории искусств, а главное — не всегда оно становится залогом подлинного бессмертия. Про мастера Бехзада можно сказать, что он был гордостью Ирана при жизни и остался живым по сегодняшний день.
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ