13 ноября 2024 года исполняется 115 лет со дня рождения (1909) Виталия Дмитриевича Доронина, советского актера (умер в 1976 году).
Зрелым мастером, имея за плечами двадцать с лишним лет работы в театрах Ленинграда, Саратова, Хабаровска, пришел Виталий Доронин в Московский театр сатиры. Здесь он сыграл роль, переменившую его актерскую судьбу,— Курочкина в «Свадьбе с приданым» Дьяконова (постановка Б. Ровенских). Спектакль был удостоен Г осу дарственной премии СССР (1951), Курочкин с успехом продолжил свою жизнь на киноэкране, а актер получил приглашение вступить в труппу Малого театра. Здесь, в ролях Никиты («Власть тьмы»), Шванди («Любовь Яровая»), Тихона («Гроза»), Русу («Птицы нашей молодости»), Иудушки («Господа Головлевы»), сполна раскрылся талант народного артиста РСФСР В. Д. Доронина.
Виталий Доронин в роли Курочкина («Свадьба с приданым» Дьяконова)
В спектакле «Свадьба с приданым» появился веселый озорной повеса — Курочкин Доронина, сразу завоевавший симпатии зрителей.
Ладный, улыбчивый, с задорным коком, торчащим из-под фуражки, со свободной уверенностью движений — вот он, «первый парень на деревне». Девушки в него влюбляются — и на гармошке играет, и песенки поет, и прибаутки всякие сказывает…
Во всем, что совершал Курочкин, было много фанфаронства, но фанфаронства детски наивного, не злокозненного, обращающегося прежде всего против самого героя. Эта наивность, непосредственность, вера в собственные превратные представления о жизни делали его одновременно и смешным, и необычайно трогательным. Причиной полосы неприятностей, в которую он попал, оказывалось несоответствие его замыслов реальному положению вещей. А незлобивая досада на собственные неудачи, способность вдруг усмехнуться над самим собой в самый горький момент оборачивались обаятельностью. Вот тут и сказывались в Курочкине — «сердцем чистом и неспесивом» русском парне — своеобразные «доронинские» черты актера: способность и в большом и в малом показать свободу, широту характера героя, добрую человеческую природу как зерно образа, а все, что противоречит ей,— как чуждое, наносное, по тем или иным причинам искажающее эту добрую природу.
Герой Доронина, естественно, стал необычно популярным. Как не полюбить этого открытого, веселого человека, хоть и присущи ему смешные черточки, недостатки?
В одном образе артист достиг того, что достигается обычно серией ролей — он не только создал типаж, он нашел себя, нашел ключ ко многим образам, которые ему предстояло сыграть.
Из ст.: Рыжова В. Вопреки соблазнам.— Театральная жизнь, 1964, № 20.
Михаил Царёв о Виталии Доронине
Вспоминая творческий путь Доронина в Малом театре, в первую очередь хочется назвать роль Никиты из «Власти тьмы», сыгранную им с необыкновенной, покоряющей драматической силой. В этой роли ясно проявилось умение артиста раскрыть и показать глубины русского национального характера, подтверди лось его пристрастие к драматургии, несущей тему народности. Действительно, в перечне ролей Доронина почти не встречаются образы зарубежной драматургии. Его наивысшие твор ческие удачи были связаны с именами Л. Толстого, Островского, Салтыкова-Щедрина.
Виталия Дмитриевича отличал избирательный подход к своему репертуару. Трудно представить, чтобы он согласился играть роль, не отвечающую его самобытной индивидуальности, его художественным запросам. Этим требованиям актера в полной мере соответствовала роль Шванди из «Любови Яровой». Роль была сыграна неожиданно и смело. Сознательно отказавшись от акцента на комедийнобытовую окраску образа, Доронин создал на сцене характер сознательного, убежденного борца революции.
Последней работой Виталия Дмитриевича в Малом театре оказалась роль Иудушки Голов лева. Она увлекала масштабом психологического анализа, проникновением в сокровенные тайники человеческой души. Можно говорить о том, что эта роль была одним из совершенных созданий актера. Свидетельством тому служила тончайшая партитура роли, подробная разработка всех выразительных деталей Исполнительское мастерство Доронина присутствовало здесь в полном объеме.
Из ст.: Царев М. Наследие мастера.— Театральная жизнь, 1979, № 22.
Лит.: Полякова Е. И. Театр Л. Толстого. М., 1978;
Комиссаржевский В. Театр, который я люблю М., 1981.
Театральный календарь на 1984 год. Л., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ