215 лет со дня рождения немецкого художника Карла Роберта Куммера

30 мая 2025 года исполняется 215 лет со дня рождения немецкого художника Карла Роберта Куммера (1810-1889)

 

Дрезден девятнадцатого столетия славен своими художественными традициями, и прежде всего традициями романтическими. Если старшее поколение романтиков при всем несходстве объединенных этим понятием мастеров выступало все-таки единым фронтом, то младшее оказалось довольно пестрым собранием личностей с разными мировоззренческими и художественными установками.

Куммер, принадлежавший ко второму поколению дрезденских романтиков, являлся фигурой весьма оригинальной, и не только потому, что он многие годы провел в странствиях по чужбине, и не потому даже, что он сочувствовал событиям революции 1849 года и прятал на чердаке своего дома участников этих событий… Особое место в истории искусства должно быть отведено этому художнику потому, что он был почти единственным немецким живописцем первой половины прошлого столетия, вышедшим на самостоятельный путь пленэрных исканий и добившимся на этом пути немалых успехов.

Карл Роберт Куммер родился в Дрездене. Уже подростком он попал в круг старших романтиков; его дядю, известного медальера, тесные дружеские узы связывали с Карусом и Фридрихом. Последний был крестным отцом будущего художника.

В 1826 году юноша поступает в Дрезденскую Академию художеств, где занимается в основном самостоятельно, хотя в его ранних этюдах с натуры, изображающих окрестности Дрездена, можно почувствовать влияние Даля, учеником которого он числил себя некоторое время.

Огромный, торчащий вверх обломок горной породы некрасивым, но выразительным силуэтом вырисовывается на фоне неба в картине Куммера 1828 года «Скалы в Лильен-штайне». В отличие от Фридриха, стремящегося запечатлеть какие-то избранные моменты жизни природы, создать обобщенный величественный пейзажный образ, Куммер фиксирует данность, вполне определенное «состояние» земной поверхности. Интересом к геологическим явлениям окрашено все творчество Куммера.

Рано ощутивший тягу к путешествиям, художник в 1829 году отправляется в Австрию. О впечатлении, произведенном на него Альпами, лучше всего можно сказать словами Людвига Тика о Штернбальде, герое его романа: «Перед ним расстилалось все великолепие потоков, гор и лесов; ему казалось, что он не выдержит, глядя на далекий и прекрасный мир».

Это интересно:   190 лет со дня рождения французского художника Эдгара Дега
Утро. 1840

В этой поездке начала формироваться живописная манера Куммера, постепенно переходившего от академических приемов письма к более свободной и легкой технике. К этому времени определилась и композиционная структура его картин с как бы случайным пространственным охватом, достигаемым методом кадрирования.

«Когда двадцатидвухлетний Куммер, — пишет современный исследователь, — едет по Италии с длительными остановками для этюдов, его живописный стиль уже настолько окреп, что на него не производят впечатления ни классические, ни назарейско-романтические образцы. Подобно Блейхену и Далю переживает он пейзаж Юга непредубежденным глазом, изучает своеобразие ландшафтных форм и растительности и наблюдает влияние солнечного света. Его тянет к далям Кампаньи с ее одинокими стадами и к тихим морским бухтам».

На острове Капри, исхоженном художником вдоль и поперек, он пишет один из лучших своих пейзажей. Его внимание привлек крутой склон горы с растущим на нем кактусом. Кадр композиции почти вплотную приближает нас к скале: нагретые на солнце камни, скудная растительность — жесткие плотные листья кактусов, рыжие колючки кустарника, торчащие головки цветов, трава, местами еще свежая и пушистая, местами высохшая и пожелтевшая, голубое небо. Прекрасно переданы пространственные планы и ощущение заполненности их воздухом, сухим и горячим, и это при убедительности, почти стереоскопичности объемов. В этой работе с ее удивительно свободной и одновременно точной живописью Куммер вплотную подошел к той грани пленэризма, за которой начинается импрессионизм, но перешагнуть эту грань ему не было дано.

Совершив в 1835 году полуразвлекательную-полуделовую поездку в Венгрию, Куммер ненадолго вновь останавливается в Риме, но вскоре покидает его, чтобы вернуться на родину, где он надеется занять место руководителя пейзажного класса в Академии художеств. Однако должность эта достается Людвигу Рихтеру. Многих преподавателей Академии не устраивали ни личность Куммера, имевшая в их глазах ореол авантюристических приключений, ни его художественный темперамент, ни живописная манера. Гораздо более подходящей кандидатурой казался молодой, но степенный Рихтер, традиционалист с привычным кругом камерных тем.

Это интересно:   115 лет со дня рождения советского художника Виктора Эльконина

Мужественные суровые пейзажи Куммера всегда безлюдны и пустынны. Даже его «Утро» 1840 года, написанное в окрестностях Зальцбурга, в котором о «присутствии» человека говорит перекинутый через горный поток мостик, совершенно лишен элемента жанровости в отличие от заполненных людьми, идиллических пейзажей Рихтера.
Искусство Куммера, хотя и не было принято академическими кругами, пользовалось достаточно широкой популярностью. В 1846 году художник по поручению саксонского короля отправляется в поездку по Далмации, Албании и Монтенегро и на выставке 1848 года в Дрездене показывает ряд монументальных полотен, рассказывающих о почти не тронутой человеком природе этих краев.

В пятидесятые и шестидесятые годы Куммер путешествует по Шотландии, Португалии и Египту. Но темперамент его постепенно слабеет. Высоты его искусства остались позади.

В памяти людей Куммер всегда будет художником, в произведениях которого звучал мощный голос Природы, недаром во всех путешествиях его сопровождала книга Александра Гумбольдта «Космос».

Т. ВОЛОДИНА

 

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1985 г. М., 1985.



Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ