10 марта— 110 лет со дня рождения (1915-2006) Гамэр Алмасзаде, азербайджанской советской балерины, балетмейстера и педагога.
С именем Гамэр Алмасзаде связано становление и развитие азербайджанского хореографического искусства. Первая азербайджанская балерина, она с 1936 года в течение двадцати лет была солисткой Азербайджанского театра оперы и балета им. 14. Ахундова, где танцевала ведущие партии балетной классики. Она явилась первой исполнительницей роли Гюльянак в первом национальном балете «Девичья башня» А. Бадалбейли (1940), Айши в «Семи красавицах» Кара Караева (1932). Г. Алмасзаде была автором либретто, постановщиком и исполнительницей заглавной партии современного азербайджанского балета «Гюльшен» С. Гаджибекова (1930). Став в 1933 году главным балетмейстером театра, Г. Алмасзаде восстановила в репертуаре балеты русского классического наследия,. создала новую редакцию спектакля «Девичья башня», поставила балеты на музыку современных азербайджанских композиторов — «Чернушка» А. Аббасова (1963), «Шур» Ф. Амирова (1968). Будучи педагогом Бакинского хореографического училища, она воспитала не одно поколение азербайджанских танцовщиц.
В 1971 году народная артистка СССР Г. Алмасзаде была приглашена в Ирак, где создала первый в этой стране государственный ансамбль народного танца «Багдад».

…1931 год — важный этап в творческой жизни Алмасзаде. Театр начинает работу над балетом Глиэра «Красный цветок», в котором ей поручена роль Тао Хоа. Надо сказать, что шестнадцатилетняя балерина, почти девочка, сумела очень верно «схватить» драматургию образа. Но в тот период ей не хватило чисто хореографических навыков, чтобы до конца выполнить свой замысел. Она почувствовала это на первом же спектакле. Тогда-то и созрело решение продолжить образование. Алмасзаде приезжает в Москву, в Училище при Большом театре СССР. Она занимается в классах М. Леонтьевой и А. Чекрыгина и постигает искусство характерного танца у А. Монахова. Она работает, не зная устали: надо спешить. В 1934 году Алмасзаде отзывают в Баку: Театр им. М. Ахундова ставит оперу Р. Глиэра «Шах-Сенем», и первая азербайджанская балерина назначена на исполнение танцевальных сцен (персидский танец и вакханалия). А далее снова годы учебы, совершенствования мастерства. Теперь уже в Ленинградском хореографическом училище в классах М. Романовой и А. Бочарова.
В 1936 году Алмасзаде возвращается в Баку. Ее первой крупной работой стала одна из сложнейших партий классического репертуара — Медора в балете А. Адана «Корсар». Это был экзамен на артистическую зрелость. Ведь роль требовала не только сценического темперамента, но и строгой чистоты формы. Школа, которую Алмасзаде прошла под руководством опытных педагогов, сказалась сразу же. Балерина покорила зрителей безукоризненной техникой танца, одухотворенной пластичностью. Молодая артистка сразу показала себя мастером…
Одна за другой следуют роли: Мария, Эсмеральда, Маша, Раймонда, Китри, Одетта — Одиллия, Тао Хоа. Особенно покорили зрителей образы Марии, Одетты, Тао Хоа.
Светлый образ девушки, полной душевной взволнованности и лирического обаяния, предстает перед нами в первом акте «Бахчисарайского фонтана», и сколько безысходной печали видится в каждом движении, повороте головы, взгляде Марии — Алмасзаде, пленницы хана Гирея!
Драматично и одновременно очень просто, без всяких внешних эффектов проводит балерина сцену смерти Марии, настигнутой ударом кинжала. Контраст, на котором построена балетмейстером партия Марии, приобрел в трактовке Гамэр Алмасзаде легкие переливы светотени.
Много общего с пушкинской Марией в ее Одетте. Таинственная судьба прекрасной девушки, заколдованной чарами злого гения, раскрывается балериной и в настороженных взглядах, и в гибкой мягкости поз, и в покорности вытянутых, сомкнутых, словно скованных рук, и в неожиданно вольном прыжке, и в горести неумолимо скорого приземления.
По складу дарования Алмасзаде ближе лирический образ Одетты. В этой партии ей легче, естественнее высказаться. Но и для Одиллии балерина нашла свой рисунок. Дочь злого гения в ее исполнении вызывающе весела. Ее коварство раскрывается в той стихии смеха, радости обольщения, в упоении злом, которым веет от ее виртуозной вариации третьего акта.
От классических балетов ведет путь к национальным спектаклям: «Девичьей башне», «Гюльшен», «Семи красавицам».
Умело сочетая классический танец с элементами азербайджанского народного танца, актриса создала подлинно классическую трактовку этих партий. С любовью созданный ею образ Гюльянак стал своеобразным «эталоном», от которого исходят сегодня молодые балерины.
Из ст.: Р. Фархадова. Первая азербайджанская балерина. — «Советская музыка», 1964, № 1.
Лит.: Н. Эльяш. Спектакли азербайджанского балета. — «Советская культура» 1959, 28 мая.
Театральный календарь на 1975 год. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ