В 2024-м году исполняется 340 лет со дня рождения итальянского композитора Франческо Дуранте (1684-1755). В связи с этим публикуем очерк о творчестве композитора.
Один из крупнейших мастеров церковно-певческого искусства первой половины XVIII века начал свой жизненный путь в селении Фратта Маджьоре (близ Неаполя) . После окончания консерватории «Сан-Онофрио» Дуранте тесно связал свою судьбу с неаполитанскими консерваториями, в которых ему довелось преподавать начиная с 1710 года и вплоть до последних своих дней. Это устремление не было случайным. Цеховая традиция окружать себя учениками все еще продолжала обильно плодоносить.
Будучи представителем неаполитанской школы, Дуранте, ученик А. Скарлатти, удивляет своей поистине стоической непримиримостью с основным жанром этой школы — оперой-сериа. Эта аномалия выделяется не только на фоне недавнего прошлого, но и на фоне творчества учеников Дуранте, каждый из которых внес чрезвычайно весомый вклад в развитие оперного искусства XVIII века. Достаточно только назвать такие имена, как Т. Траэт-та, Н. Йоммелли, П. Гульельми, Э. Дуни, А. Саккини, Н. Пиччинни, Д. Паизислло. Что же побудило итальянского мастера отказаться от оперной стези?
Известны случаи, когда крупные композиторы не могли найти общего языка с жанром сериа в силу его консервативных и весьма жестких драматургических условностей. Таковы Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, Й. Гайдн, каждый из которых по-своему отошел от этого жанра. Дуранте же отверг серьезную оперу, будучи несогласным с ее речитативно-декламационной сферой, которая, как ему казалось, разрушила музыку. Более того, он попросту отрицал возможность и саму идею применения музыки в драматическом искусстве.
Дуранте остался верным кантатно-ораториальному жанру и вошел в историю музыки как крупнейший его представитель. Он автор многочисленных месс, кантат, псалмов, гимнов, мотетов. Ему принадлежит «Магнификат», наиболее часто исполняемое его произведение, а также ряд камерно-инструментальных произведений. Освоив богатейшее хоровое национальное наследие (церковное и светское), он придал хоровому искусству яркую мелодическую выразительность, обострил гармоническую экспрессию, что побудило Ж.- Ж. Руссо определить Дуранте как «величайшего мастера гармонии не только в Италии, но и во всем мире». Итальянский композитор обладал высокой полифонической техникой и вместе с тем был щедро одарен музыкальной интуицией, которую он виртуозно использовал в повседневном общении с многочисленными учениками. Сохранилась рукопись Дуранте, свидетельствующая о своеобразии его педагогического метода. «Я не знаю, — пишет он, — почему исправляю то, что вы сделали, и советую поменять что-либо или начать заново. Мой гид — мое чувство, и только; оно вселяет в меня уверенность в моей безошибочности. Но вы можете быть уверены в тех мастерах, которые придут после меня и сделают мои правила непреложными, мои советы — аксиомами».
И действительно, своим творчеством Дуранте оказал естественное и сильное воздействие на литургическую, кантатно-ораториальную музыку своих учеников и последователей.
Вслед за А. Скарлатти и наряду с А. Лотти Дуранте поднял хоровую музыку до новых вершин. С их высот обозримы и великие творения прошлого (произведения Дж. Палестрины), и лучшие достижения преемников Дуранте.
С. Рыцарев
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.