18 мая исполняется 250 лет со дня смерти выдающегося немецкого художника стиля рококо Иоганна Иоахима Кендлера (1706-1775)
В 1710 году в Мейссене, в Саксонии, была устроена первая в Европе фарфоровая мануфактура. До тех пор европейцы знали только китайский и японский фарфор, который ценился на вес золота и служил украшением лишь королевских сокровищниц. Открытие «китайского секрета» могло стать источником баснословного обогащения. Поэтому производство фарфора было окутано строжайшей тайной. Изобретатель фарфоровой массы Бетгер жил при дворе саксонского герцога в качестве почетного пленника, а мастера, работавшие на мануфактуре, не могли оставить ее под страхом смерти. Первоначально фарфор Мейссена был одноцветным — из красной, а потом из белой массы. Разработка художником Херольдом технологии подглазурной росписи и особых эмалевых красок позволила выпускать изделия с многокрасочной росписью — сначала как подражание китайским образцам, а затем и с оригинальным рисунком. Но свою всемирную славу (сохраняющуюся вплоть до наших дней) саксонский фарфор завоевал с приходом на мануфактуру скульптора и модельера Кендлера.
Иоганн-Иоахим Кендлер родился в семье сельского священника. Он получил начатки классического образования и приобрел тот вкус к античному искусству, который позднее восхищал в его творчестве современников.
В 1723 году мы видим его уже в Дрездене — учеником придворного скульптора, принимающим участие в строительстве и украшении Цвингера. Работа молодого скульптора понравилась герцогу Августу Сильному, и в 1731 году Кендлер получил доступ на Мейссенскую мануфактуру, с которой был связан всю свою дальнейшую жизнь.
Первым его заданием было изготовление скульптурных моделей для фарфоровых украшений «Японского дворца» — увеселительного павильона, убранного по моде того времени в «восточном вкусе». В этой работе Кендлер отказывается от традиционной «китайщины». Он делает большие (высотой около метра) фигуры животных и птиц — совы, чайки с рыбой в клюве, орла, распростершего крылья, — в которых проявились его наблюдательность и тонкое чувство материала.
«Из фарфора можно сделать все, что угодно», — говорил скульптор, и как бы в доказательство этой мысли стал выпускать одну за другой уникальные модели, в которых он демонстрировал огромные возможности техники. Это большие скульптурные группы, гигантские декоративные вазы, украшенные рельефом, модели памятников и огромное (трехметровой высоты) зеркало с фигурами и консолями, которое Кендлер сделал для короля Людовика XV и самолично доставил в Париж.
Но не эти уникальные вещи составили славу Кендлера. Лучшие его достижения лежат в области, так сказать, массового производства. Это мелкая пластика и посуда, которые сразу вспоминаются, когда речь заходит о мейссен-ском фарфоре. Здесь Кендлер в полном смысле слова основоположник и реформатор. Его модели, расписанные Херольдом (с которым у него после долгого соперничества и борьбы установился тесный творческий контакт), оказали решительное влияние на развитие фарфорового производства во всей Европе.
Кендлер сумел придать бытовым предметам пластический образ, полный живой выразительности. Он использует природные формы, изобретает новые орнаменты, сочетает роспись с рельефом. Мейс-сенская мануфактура впервые начала выпускать сервизы в едином стиле, в которых функционализм формы сочетался с эффектной декоративностью.
Наиболее знаменитым был так называемый «Лебединый сервиз», сделанный Кендлером в 1737— 1741 годах для графа Брюля. Этот сервиз открыл художнику путь в раскрашенную фарфоровую пластику. Первоначально его небольшие фигурки были столовым украшением, дополнением к сервизам. Постепенно они получили вполне самостоятельное значение.
Фарфоровые пастушки, турки, арлекины и прочее стали в наших глазах воплощением хрупкого и изысканного искусства рококо. В них воскресает пестрый и беззаботный мир. Темы статуэток Кендлера — это придворная жизнь с ее непрерывными развлечениями, балами, праздниками, маскарадами. Легкомысленные кавалеры и грациозные дамы в модных кринолинах или в маскарадных костюмах то скользят в танце, то развлекаются музыкой, то просто позируют, блистая красками своего наряда.

Даже жанровые типы — крестьяне, продавцы птиц, охотник с собакой и тому подобные — кажутся придворными, переодетыми в маскарадные костюмы — так они грациозны и изысканны. Среди фигурок Кендлера есть и портретные изображения, например, портрет Фребиха, шута Августа II.
Слава Кендлера была очень велика, тем не менее после падения его покровителя графа Брюля в 1763 году Кендлер был отставлен от должности главного скульптора мейссенской мануфактуры.
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ