8 января — 115 лет со дня рождения (1910) Галины Сергеевны Улановой, советской артистки балета (умерла в 1998 году).
Имя народной артистки СССР, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской (1957) и Государственной (1941 ) премий СССР Галины Улановой всегда будет синонимом высокой одухотворенности танца. «В балете сверкает Уланова. Уланова—диво. Уланова— чудо. Уланова несличима и несравнима с другими танцовщицами»,— писал о ней С. М. Эйзенштейн. В партиях Джульетты и Марии, Жизели и Одетты, Золушки, Катерины («Каменный цветок») артистка в безупречной классической форме творила прекрасную поэму о любви, о чистоте женской души.
Выпускница Ленинградского хореографического училища Г. С. Уланова в 1928—1944 гг. танцевала в Ленинградском театре оперы и ба-лета им. Кирова, позднее — в Большом театре СССР. После ухода со сцены Галина Сергеевна отдавала все силы и опыт педагогике. Среди тех, с кем работала балетмейстер-репетитор Уланова народные артисты СССР В. Васильев, Е. Максимова, H. Тимофеева и др.
![](https://www.nashteatr.com/wp-content/uploads/2025/01/galina-ulanova-odetta-721x1024.jpg)
Танец Улановой соперничал со всесильным словом. Он выражал такие глубинные движения души, что несказуемы словом. Он давал и нам, зрителям, новый дар чувствования и миропонимания. В условнейший жанр балета великая балерина принесла невиданную жизненную подлинность. Но это не была театральная игра: она искусство представила как высшее проявление жизни, где соединены красота и мудрость. Она создала не просто незабываемые образы, а сотворила свой художественный мир — царство человеческой духовности.
Что позволило недоступное сделать доступным балету? Талант? Мастерство? Труд? И то, и другое, и третье. И еще нечто — неразгаданное, но чем сразу бывает отмечен истинный художник. Уланова, казалось, могла бы и не учиться танцу. Она от рождения интуитивно уже владела им. Танец — ее естество. Он жил и живет в ней всегда. Он во всем, что бы она ни делала: в том, как ходит, сидит, встает, в каждом шаге, жесте, повороте. Галина Сергеевна необычайно проста, скромна. Но эта простота — высшей изысканности. Уланову легко можно вообразить в балетном танце в самой обыденной обстановке. И это не покажется шокирующим. Она собой преображает все вокруг. Она наделена особой способностью излучать искусство…
Из ст.: Дорлиак Н., Рихтер С. Галина Уланова. — Театр, 1980, № 1.
![](https://www.nashteatr.com/wp-content/uploads/2025/01/galina-ulanova-715x1024.jpg)
Ученики о Галине Улановой
Как мы волновались, когда в экзаменационной комиссии появлялась Галина Сергеевна и строго, не улыбаясь, садилась за стол, положив на него маленькие, тонкие кисти рук которые то сжимались в кулаки, то распрямлялись! Почему-то тогда мы очень боялись ее, и, когда видели ее лицо, нам казалось, что вокруг головы у нее светится нимб, как на иконах со строгими ликами.
Талант великой балерины нашего времени расцветал год от года, и в памяти тех, кто видел ее на сцене, навсегда останутся непревзойденные образы Жизели, Марии, Джульетты, Золушки, образы, о которых написано столько книг.
Мы же — самые везучие люди на свете, потому что с первых же наших шагов на сцене Большого театра нам посчастливилось быть рядом с Галиной Сергеевной Улановой. В первые два года нам доводилось танцевать с ней в одних спектаклях. Это были особые спектакли. То, что на сцене Уланова, действовало гипнотически. Она не предъявляла каких-то требований, но само ее присутствие невольно подтягивало, ко многому обязывало. А потом, когда она стала педагогом-репетитором, вдруг сказали: «С Максимовой Жизель будет готовить Уланова». Это было, как ни странно, скорее страшно, чем радостно. Как перед ней — неповторимой Жизелью — представить себя в той же партии? Как будет горько обмануть ее ожидание! Вот с тех самых пор, когда она так щедро согласилась передать одну из своих лучших ролей совсем еще неопытной артист-ке, и началась ее постоянная работа с нами. Конечно, Галина Сергеевна прежде всего репетитор женских партий.
Но, так или иначе, она с нами обоими работала, потому что начала вести и репетиции мужских монологов. С ней подготовлены Ромео, Иван Грозный, Икар… Она работает с нами и сегодня…
Из ст.: Максимова Е., Васильев В. В ней все — гармония.— Москва, 1980, № 1.
Лит.: Голубов В. Танец Галины Улановой. Л., 1948;
Богданов-Березовский В. Галина Уланова. М.; Л., 1961;
Кан А. Дни с Улановой. М., 1963;
Львов-Анохин Б. Галина Уланова. М., 1970;
Мастера Большого театра. М., 1976.
Театральный календарь на 1985 год. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ