12 ноября 2024-го года исполняется 75 лет со дня первой постановки (1949) оперетты Юрия Сергеевича Милютина «Трембита».
«Трембита», как и «Вольный ветер» И. Дунаевского,— одно из лучших произведений советского опереточного жанра. Обращение либреттистов (В. Масса и М. Червинского) и композитора Ю. Милютина к серьезной современной теме — жизни людей советского Закарпатья — увенчалось значительным успехом.
Впервые «Трембита» была поставлена на сцене Московского театра оперетты (режиссер И. Туманов, дирижер Е. Синицын). Главные роли в спектакле исполняли известные мастера театра Е. Лебедева (Василина), К. Новикова (Парася Никаноровна), С. Аникеев (Сусик), Н. Рубан (Микола) и молодые артисты Г.Заич-кин (Атанас), Т. Санина (Олеся).
В 1950 году оперетту Милютина показал Ленинградский театр музыкальной комедии (режиссер В. Андрушкевич, дирижер М. Воловац). В спектакле были заняты 3. Емельянова (Василина), Л. Таганская (Парася Никаноровна), Н. Янет (Сусик).
Вскоре «Трембита» стала одним из самых репертуарных спектаклей советских театров оперетты, появилась и на опереточных сценах Польши, Венгрии, ГДР. В 1968 году «Трембита» Ю. Милютина была экранизирована.
«Трембита» в Московском театре оперетты
…Светлый, весенний колорит лежит на всей постановке. Народные гуцульские костюмы, чарующие пейзажи Закарпатья, простота и естественность облика людей горной деревни, своеобразная красота обрядов (сватанье) и народных плясок, типичность образов — все эти черты, далекие от штампов опереточной условности, выгодно выделяют «Трембиту» из ряда многих спектаклей на современную тему, появлявшихся в эту пору на сценах опереточных театров. Простота и скромность режиссерских приемов, концентрация основного внимания на раскрытии сценических образов, на углублении индивидуальных характеров свидетельствует о строгости в отборе выразительных средств, об исканиях, идущих по «внутренней линии». Это не помешало постановщикам красочно показать обычаи гуцулов, обличительно раскрыть подлинную сущность врагов. Сочетание поэтической линии развития основной группы образов с «жестким» рисунком, использованным для характеристики чужаков, — делает спектакль «Трембита» большим достижением театра.
Из кн.: М. Янковский. Советский театр оперетты. Л.—М., 1962.
Из первых откликов на оперетту «Трембита»
…Перед Ю. Милютиным, автором «Трембиты», стояла увлекательная задача отразить изумительное богатство и разнообразие интонаций, которыми отличается народная музыка Закарпатья. Композитор красноречиво и метко показал многие черты этого богатства, в котором сердечная, теплая лирика славянской песни органически сочетается с огненной стихией танца, с героическими интонациями сурового и мужественного быта горцев, с шутливой стремительностью песен-танцев «Коломыек», получивших свое название от района Коломыи. Вся партитура «Трембиты» насыщена фольклорными напевами, а такие образцы, как «Чинди-ринди-рица, березку ветер гнет», «Ой, Микола, Микола», «Как бы было хорошо, хорошо-прекрасно», «Светит месяц, светит ясный», — запоминаются надолго наряду с лучшими отрывками танцевальной музыки. Вместе с тем Милютин нашел верный путь к обогащению жанра — в музыкальных антрактах, вокальных ансамблях и хорах…
Из ст.: Ю. Кремлев. «Трембита». — «Вечерний Ленинград», 1950, 20 декабря.
Лит.: А. Медведев. Юрий Милютин. М., 1956;
Г. Ярон. О любимом жанре. М., 1963.
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ